Рейтинг@Mail.ru
Балет "Жизель". Справка - РИА Новости, 27.06.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Балет "Жизель". Справка

Читать ria.ru в
Дзен

28 июня исполняется 170 лет со дня премьеры балета "Жизель" французского композитора Адольфа Адана на либретто Анри де Сен-Жоржа, Теофиля Готье и Жана Коралли.

"Жизель" (полное название "Жизель, или Вилисы", фр. Giselle, ou les Wilis) – балет-пантомима в двух актах на музыку Адольфа Шарля Адана.

Либретто Теофиля Готье, Вернуа де Сен Жоржа и Жана Коралли.

Балет "Жизель" создан на основе старинной поэтической легенды о вилисах, записанной Генрихом Гейне.

"Вилисами" называли невест, умерших до свадьбы. По легенде, в полночь вилисы выходят из своих могил и танцуют. Случайный путник, повстречавшийся им на пути, вовлекался в хоровод, в котором вилисы кружили его до тех пор, пока он не падал замертво от изнеможения.

Действие балета происходит в одной деревушке в Тюрингии. Жизель – крестьянская девушка – влюбляется в Альберта, который, как она думала, был простым крестьянином. Но, узнав, что он переодетый дворянин и у него есть невеста, Жизель сходит с ума и умирает.

Альберт, не в силах забыть Жизель, приходит ночью к ее могиле. Вилисы вовлекают юношу в смертельный хоровод, но появившийся дух Жизели защищает и спасает Альберта от неминуемой гибели. С восходом солнца вилисы исчезают, но Жизель навсегда остается в памяти Альберта.

Премьера балета состоялась 28 июня 1841 г. на сцене парижской Grand Opera, называвшейся тогда Королевской академией музыки и танца, в хореографии Жана Коралли и Жюля Перро. В роли Жизели – Карлотта Гризи, Альберта – Люсьен Петипа, Мирты – Адель Дюмилатр.

Идею хореографической композиции балетмейстеры позаимствовали из "Сильфиды", поставленной Филиппом Тальони (1777 1871) девятью годами ранее и впервые представившей публике романтическую концепцию балета. Как в "Сильфиде", ставшей новым словом в искусстве, в "Жизели" появилась кантиленность (плавность) пластики, усовершенствовалась форма адажио (в балете – медленная часть танца), танец стал основным выразительным средством и получил поэтическую одухотворенность. В сольные "фантастические" партии вошли разнообразные полеты, создающие впечатление воздушности персонажей. В едином ключе с ними были решены и танцы кордебалета. В "земных", нефантастических, образах танец приобрел национальную характерность, повышенную эмоциональность. Героини поднялись на пуанты, их танец по виртуозности стал походить на творчество виртуозов инструменталистов того времени. Именно в "Жизели" окончательно утвердился балетный романтизм.

Успех парижской премьеры превзошел все ожидания. Печать переполнилась восторженными отзывами, причем отрицательные реплики практически отсутствовали. Французский писатель, критик и журналист Жюль Жанен писал: "Чего только нет в этом произведении. И выдумка, и поэзия, и музыка, и композиция новых па, и прекрасные танцовщицы, и гармония, полная жизни, грации, энергии, и Адель Дюмилатр, и особенно Карлотта Гризи. Всего вдосталь! В добрый час! Вот что называется балетом".

Целый месяц Опера давала только один балет "Жизель": семь раз прошел он с неуклонно возрастающим успехом. К концу 1841 г. состоялось 26 представлений.

Вскоре последовали постановки в других городах и странах: 1841 г. – Бордо (Франция); 1842 г. – Марсель (Франция), Турин (Италия), Лондон (Великобритания), Брюссель (Бельгия), Вена (Австрия); 1843 г. – Лион (Франция), Милан, Венеция (Италия), Берлин (Германия); 1844 г. – Гаага (Нидерланды), Флоренция, Генуя (Италия); 1845 г. – Стокгольм (Швеция), Рим (Италия), Дублин (Ирландия), Лиссабон (Португалия); 1845 г. – Бостон, Филадельфия, Чарлстон, Нью Йорк (США); 1848 г. – Копенгаген (Дания), Варшава (Польша); 1849 г. – Кенигсберг (Пруссия).

На сцене парижской Оперы "Жизель", по неполным данным, выдержала за 18 лет 150 представлений, тогда как самый знаменитый ранее балет "Сильфида" – всего лишь 59 представлений за 12 лет.

В России "Жизель" впервые была поставлена в 1842 г. на сцене петербургского Большого театра французским балетмейстером Антуаном Титюсом Доши, более известным как Титюс. Эта постановка во многом воспроизвела парижский спектакль, за исключением некоторых видоизменений в танцах. Спустя шесть лет приехавшие в Петербург Перро и Гризи привнесли в спектакль новые краски. Следующую редакцию балета для Мариинского театра осуществил в 1884 г. знаменитый балетмейстер Мариус Петипа (1818-1910). Позднее советскими балетмейстерами в разных театрах возобновлялись прежние постановки.

На сцене Большого театра в Москве балет впервые был поставлен в 1843 г.

Роль главной героини в свое время исполняли Елена Андреянова, Тамара Карсавина, Анна Павлова, Галина Уланова, Марина Семенова.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала