После того как пока еще неизвестный злоумышленник бросил банан бразильскому защитнику Роберто Карлосу, с новой силой начались разговоры о том, достойна ли страна, на стадионах которой оскорбляют темнокожих чемпионов мира, эти самые чемпионаты принимать. По важному морально-этическому вопросу высказались абсолютно все, озвучив призывы к расправе (интеллигентный тренер Непомнящий) и ужесточению законодательства (официальный депутат Драганов). Сам Карлос, которому до Самары уже предлагали банан в Санкт-Петербурге, нажаловался бразильским СМИ, пообещав закончить карьеру, если "бананометание" не прекратится.
Пока журналисты и многочисленные околофутбольные специалисты, имеющие мнение по каждому вопросу от банана до "Бананца", изощрялись в эпитетах в адрес самарского хулигана, "Крылья Советов" искали главного виновника и даже – вроде бы – почти его нашли. Представитель службы безопасности "Крыльев" уже знает в лицо "группу бритоголовых скинхедов" и, вероятно, готов в ближайшее время отличить их друг от друга и выбрать того самого. Ажиотаж, вызванный появлением на исконно русском газоне экзотического фрукта, продолжает расти. И обернется в ближайшее время невиданной борьбой за толерантность, которая в наших широтах означает ужесточение досмотра на стадионах, право милиционеров бить электрошокером любого заподозренного в любви к бананам, проведением игр без зрителей.
Герой популярного спектакля "День радио", поставленный перед необходимостью срочно принять важное решение, искал под столом укатившуюся пуговицу со словами "У нас сейчас две проблемы - Минобороны и пуговица. Пуговицу мы можем найти? Чисто теоретически можем! А с Минобороны мы сделать ничего не можем". И делал вывод – "Надо искать пуговицу". Эту пуговицу сейчас сообща бросились искать все те, кто ответственен за футбол в стране.
Чемпионат мира по футболу – это грандиозный вызов для России: необходимость принять сразу множество туристов, обеспечить им безопасность, комфортное проживание и удобный транспорт. Это проверка на соответствие государства нормам цивилизованной жизни. Для того чтобы Москва (а тем более, Саранск) выглядели европейскими городами, нужно начинать работать уже сейчас: над скверами и парками, над приветливостью обслуживающего персонала, над транспортной системой, подбирающейся к своему коллапсу, над знанием иностранных языков. Ах, да! Мы ведь еще и собираемся на этом чемпионате победить. Правда, проходящие сейчас молодежный чемпионат Европы и юниорский – мира обошлись без российских команд. Зато там есть сборные Украины, Белоруссии и Узбекистана. И все это время строится вавилонская башня петербургской "Газпром-Арены", в фундамент которой уже зарыты средства, необходимые на постройку всех стадионов ЧМ-2018. Но мы продолжаем искать пуговицу.
А еще все знают, что у нас играют договорные матчи. И вот уж с этим-то точно неприлично показываться широкой мировой общественности. Но раз за разом опытные, специально обученные люди не видят постановочного характера игр. И уж тем более никто не собирается ворошить прошлое – давнее или нет – о том, что "Крылья" с "Тереком" играли "договорняк", сказали уже и сами участники встречи, но никого из них не вызвали в прокуратуру для показаний. И на болельщицкие призывы бойкотировать игры команд, живущих за счет бюджетных средств, не отреагировали. Об этих болельщиках вспомнят лишь тогда, когда на поле снова бросят банан. А пока продолжат искать пуговицу.
В нашем футболе ведь нет проблем, кроме чудовищных проявлений расизма, выраженных в виде неуважения к тонкому и чувствительному Карлосу, который, уж конечно, ничего подобного не видел ни в Испании, ни в Турции. Это не у нас организованные группы фанатов устраивают драки, перекрывают улицы и охотятся за приезжими из Средней Азии. Не у нас милицейской дубинкой могут получить по голове дети, случайно оказавшиеся на пути служителей правопорядка. У нас иногда обижают темнокожих бразильцев, а так все нормально. Пуговицу ищем.
Коллега Островский, с которым мы в школьные годы ходили на трибуны смоленского стадиона "Спартак" болеть за местный "Кристалл", вспомнил вот, как 12 лет назад посмотрел на четырех бразильцев сразу – из "Арсенала". Тульского, конечно, был такой клуб в первом дивизионе, прославившийся необычным тогда подбором игроков. Им тогда тоже много чего кричали, и, может быть, даже ухали иногда, но они продолжали делать свою работу, понимая, что у каждого труда есть свои издержки. Понимая, что дело не в дискриминации вовсе, а в банальном желании вывести соперника из себя, отвлечь, разозлить. Те Андрадина и Самарони были простые футбольные рабочие, конечно, не избалованные вниманием. Из-за них не стали бы собирать экстренные совещания дисциплинарного комитета. Искать потерянные пуговицы.
А перед Карлосом нам неудобно. Вот ведь, как нехорошо - зашел человек в наш дом, где под кровать на скорую руку смели песок и глину, и увидел пылинку на тарелке. Стыдно, так, надо же, пылинка! Сейчас мы ее уберем, дорогой Роберто. Вы не думайте, у нас все прекрасно, никаких проблем кроме банана. Да, в цивилизованных странах это тоже был бы скандал. Да, объяснять болельщикам, как себя можно вести, а как нет, нужно. Вот только сначала хорошо бы решить настоящие проблемы: дисквалифицировать "договаривающиеся" команды, заплатить ветеранам-спортсменам пенсии, а молодым футболистам – стипендии. Побороть по-настоящему страшную ксенофобию в обществе, навести порядок на улицах, разгрузить метро и автомагистрали. А после можно и пуговицу поискать.
Михаил Малкин
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции