Рейтинг@Mail.ru
ЕГЭ: карательные меры не помогут, нужна другая модель экзаменов - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

ЕГЭ: карательные меры не помогут, нужна другая модель экзаменов

Читать ria.ru в
Дзен
А не отменить ли в этом году прием в вузы по результатам ЕГЭ? Ведь именно в нынешнем году скандалы вокруг Единого госэкзамена приобрели всероссийский масштаб. Такое впечатление, что в списывании и подлогах заинтересованы все.

Наталья Иванова-Гладильщикова для РИА Новости.

А не отменить ли в этом году прием в вузы по результатам ЕГЭ? Ведь именно в нынешнем году скандалы вокруг Единого госэкзамена приобрели всероссийский масштаб. Такое впечатление, что в списывании и подлогах заинтересованы все. Похоже, что ЕГЭ не решает проблем коррупции и девальвирует школьное образование. Страшное обвинение в его адрес: фальшивые высокобалльники могут перекрыть дорогу в вуз талантливым, но честным ребятам. Что делать? Только карательные меры не спасут, утверждают эксперты.

Коррупционные истории

О нарушениях, связанных с ЕГЭ, стали говорить с самого его введения: то экзаменационные материалы с ответами появятся в интернете, то некий мальчик из Питера расскажет, где их можно купить; то за детей решают учителя, засевшие в соседней аудитории. Но все это цветочки.

В этом году автор этого материала была свидетелем того, как на "горячей линии" в Общественной палате РФ, во время ЕГЭ по математике, один из экспертов буквально подскочил на месте и закричал: в сети выложены ответы! Как оказалось - правильные. Признано, что на нужных сайтах побывало 300 тысяч участников ЕГЭ. Еще немного, и вышло бы, что каждый второй.

Александр Бланков, начальник отдела по борьбе с организованной преступностью экономической направленности и противодействию коррупции в федеральных министерствах, службах и агентствах Департамента экономической безопасности МВД, рассказал на пресс-конференции в "Комсомольской правде", что число нарушений увеличилось по сравнению с прошлым годом. А по сравнению с 2008-м число только выявленных преступлений в образовании выросло более чем в два с половиной раза. Сумма ущерба - свыше 450 миллионов рублей. К уголовной ответственности привлечено больше тысячи человек.

Александр Бланков напомнил, что и в этом году возбуждено уголовное дело в республике Тува в отношении директора Института оценки качества образования, организовавшей выполнение тестов ЕГЭ по русскому языку для вип-выпускницы школы. И в Адыгее дело возбуждено - в отношении зам. министра образования и науки, тоже помогавшей нужным выпускникам.

В Москве прогремела история о том, как за выпускников экстерната школы № 958 ЕГЭ по математике сдавали студенты физтеха. Последним теперь грозит исключение из МФТИ. Студенческий союз намерен защищать их права.

Карательные меры не спасут

Самое смешное, что в феврале 2011 года принят федеральный закон №2, по которому ужесточается контроль за проведением ЕГЭ: экзаменационные материалы теперь приравнены к секретным, и ответственность за их разглашение карается законом (правда, каким - неизвестно); создан институт общественных наблюдателей, и главное - запрещено пользование на экзамене мобильниками. Но именно в этом году, по словам члена Общественной палаты, организатора "горячей линии" по ЕГЭ, Любови Духаниной, количество жалоб на списывание многократно увеличилось.

Рособрнадзор предлагает в будущем, наладив взаимодействие Минобрнауки, ФСБ и МВД, глушить мобильники во время ЕГЭ для того, чтобы остановить списывание через интернет. Глава ведомства Любовь Глебова намерена судиться с сайтом "В контакте", разместившим у себя правильные ответы. Юристы, правда, говорят, что выиграть едва ли удастся.

Закон нарушает не сайт, а школьники, когда размещают в интернете бланки с заданиями (то есть секретную информацию). Сеть же не несет ответственности за то, что содержится в частных переговорах. Те, кто помогал детям с решением заданий, по закону тоже не виноваты: они просто общались в сети (решили ответить на просьбу о помощи).

Даже силовики считают, что таким способом мало что получится. "Только карательными мерами, - сказал Александр Бланков, - мы не добьемся тех результатов, которые все ожидают. Необходимо сделать так, чтобы получение высокого результата по ЕГЭ в дальнейшем не несло студенту никаких радужных перспектив. Чтобы после первой сессии, если студент не знает предмета, его отчисляли".

Что делать

Что делать в ситуации, когда наряду с выпускниками, честно сдававшими ЕГЭ, есть многие тысячи ловкачей, списавших ответы? Ведь именно они займут места сильных ребят. Напрашивается один (впрочем, весьма революционный) выход: как во Франции, без экзаменов принимать в государственные вузы всех желающих. А после первого курса отчислять непригодных.

На первый курс Сорбонны зачисляют где-то 1300 человек, но на второй переходят всего 150. И учат там бесплатно. В отличие от привилегированных учебных заведений - Grandes ecoles. Для тех, кто туда поступает, сначала нужно хотя бы два года поучиться в университете, потом на подготовительных курсах, потом сдать вступительные экзамены. Но ведь и у нас, например, в МГУ, на каждом факультете оставили по одному своему экзамену. Чтобы он для начала помог отсеять тех, кто явно неспособен учиться.

Членкор Российской академии образования Александр Абрамов считает, что в этом году такая революция едва ли возможна. Однако, по его мнению, в ближайшие три-четыре месяца должна быть создана переходная модель вступительных экзаменов для 2012 года.

Первый шаг - разделить выпускной и вступительный экзамен. И если на следующий год зачислять в вуз всех желающих, то предварительно проводить несколько просеиваний (с помощью диктанта или изложения отсеять неграмотных "гуманитариев", а с помощью 50 задач из школьного курса - негодных "математиков" и т.д.).

А ЕГЭ можно было бы оставить как школьный экзамен, который сдают по всем предметам. По мнению Любови Духаниной, еще должна быть система независимой оценки достижений школьника. Ребенок должен иметь возможность прийти в Центр независимого оценивания с родителем, проверить свои знания. Причем не только в 11-м классе, когда изменить что-либо поздно, а в 9-м, 10-м. В Германии, например, школьники и сдают экзамены в таких центрах.

Порок ЕГЭ и в том, что его результаты формальны и никак не связаны с результатами учебы в школе. Как сказала Любовь Духанина РИА, "нужно говорить не о номинальных результатах, а о результатах, связанных с приращением знаний у каждого ученика. Допустим, взяли ребенка в 9-й класс, и он на страницу текста делает 73 ошибки. Учитель с ним работает, и в конце года он уже допускает 37 ошибок. В году у него будет пока еще "2". Но прогресс очень большой. Я была в школе в Великобритании, где оценка учителю зависит именно от этого".

То есть зарплата учителя должна зависеть не от формальных результатов, а от результатов развития каждого ребенка. Необходимо изменение системы оценки успеха и неуспеха ученика внутри всей системы образования.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала