МОСКВА, 22 июн - РИА Новости, Светлана Янкина. Выставка "К вывозу из СССР разрешено" с произведениями неофициальных художников, чьи работы были отмечены одноименной печатью советского Минкультуры, открылась в Фонде культуры "Екатерина" в среду.
Этот проект, включенный в программу 4 Московской биеннале "Переписывая миры"/"Rewriting worlds", продолжает экскурс в историю советского андеграунда, начатый создателями фонда Владимиром и Екатериной Семенихиными выставкой "Поле действия: московская концептуальная школа и ее контекст. 70-80-е годы ХХ века", которая была показана минувшей осенью.
В этот раз хронологически экспозиция охватывает более широкий временной промежуток - тридцать лет, начиная с хрущевской оттепели и заканчивая перестройкой, и, по словам комиссара биеннале Иосифа Бакштейна, "дает возможность понять смысл того, что происходило в советском послевоенном искусстве". Естественно, в его не признанной и всячески гонимой властями части. Правда, коллекционеры сейчас готовы расставаться с весьма значительными суммами не за работы соцреалистов, а за те, на которых легко мог оказаться штамп Минкультуры "К вывозу из СССР разрешено". Им отмечено немало картин на этой выставке, что по тем временам означало их ничтожную художественную ценность.
С этим мнением невозможно согласиться, разглядывая, например, акварели и коллаж "Собор" Лидии Мастерковой, офорты Эдуарда Гороховского или же экспрессионистские картины Анатолия Зверева.
Отдельный зал посвящен семье Кропивницких - Рабина, причастных к так называемой "лианозовской школе". В отличие от барачных картин Оскара Рабина и населенной фантастическими существами графики его жены Валентины Кропивницкой, которые недавно можно было увидеть на выставках в Третьяковке и ГМИИ, здесь представлены не так часто экспонируемые полотна ее отца Евгения и брата Льва Кропивницких. С ними соседствуют фантазийные, напоминающие видения, картины Бориса Свешникова, а словно туманные натюрморты Владимира Вейсберга - с натюрмортами же Дмитрия Краснопевцева. Причем один из них, яркий "Натюрморт со шляпой и тростью" 1950 годов, отличается от последующих, выполненных в более привычной для художника холодной приглушенной гамме.
Большинство из представленных на выставке картин - значительного размера, а для показа небольших работ организаторы выставки придумали остроумный ход. Они воссоздали с помощью старой мебели типовую квартирку, на стенах которой развешаны, например, рисунки "Слон" и "Лев" Зверева и его же "Автопортрет", а также небольшая картина "Без названия" Петра Беленка, выполненная в смешанной технике на оргалите. Этот простой материал, который художники нередко используют в отсутствие средств на нормальный холст, на этой выставке стал фоном для многих картин. Среди них - "Маска и стрекоза" Олега Целкова.
Главные действующие лица предыдущей выставки - в частности, Илья Кабаков, Виктор Пивоваров и Эрик Булатов, перекочевали и в эту экспозицию. Причем "Слава КПСС" последнего - авторское повторение картины 1975 года - ее символически открывает, в то время как практически в финале можно посмотреть на пейзажные "Ели и сосны" и "Верхушки деревьев" 1960 годов.
В отдельно выстроенном зале демонстрируют снятый специально к выставке фильм "Московский нонконформизм", разъясняющий его нюансы, а на отдельном экране - слайд-шоу снимков "Бульдозерной выставки" 1974 года, с которой у многих советское неофициальное искусство напрямую ассоциируется.
Отдельное место в "Екатерине" отведено фотовыставке Past Perfect Игоря Пальмина, активного хроникера художественной жизни и портретиста ее участников, побывавшего на множестве выставок и не в одной мастерской. Собственно, именно с нее все и начинается - и связь между творцом и его произведением обретает благодаря этому вполне конкретные очертания.
А увидеть лица тех, кто тогда отстаивал право на свободу при нынешнем цензурировании художественной деятельности, когда кураторы осуждаются за организацию выставок, а выдвинутые соискатели на премию едва не оказываются исключенными из их числа, кажется совсем не лишним.