Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Бесхитростных персонажей наш народ любит издавна. Они, как Иван-дурак из сказки, удачливы, демократичны - имеется в виду, что (чего греха таить) частенько позволяют аудитории почувствовать ее, аудитории, интеллектуальное превосходство. Одному из самых известных исполнителей ролей простаков, народному артисту России Валерию Золотухину 21 июня исполняется 70 лет.
Мы наш, мы новый мир построим
Самую широкую дорогу простым людям в искусстве открыла Советская власть, которая активно пестовала художественное воплощение рабочих и крестьян в кино и театре. В качестве соли земли, лучших представителей нового общества, его авангарда.
Экран и сцену заполнили бесчисленные красноармейцы, матросы, рабочие и крестьяне с винтовками, которые, отрясая с ног прах мира насилья, вели зрителей к светлому будущему. Были востребованы также веселые трактористы, музыкальные пастухи, задорные домработницы и многие другие, глубоко народные герои.
Блестящим исполнителем подобных персонажей был Борис Чирков, чей простодушный крестьянин в "Чапаеве" (1934) запомнился, наверное, миллионам зрителей. "Белые приходят - грабят, красные приходят - грабят. Карусель получается", - сообщал он легендарному комдиву. А после огорошил его: "А ты, Василий Иванович, за кого - за большевиков али за коммунистов?"
Еще большим успехом пользовался его рабочий Максим, герой кинотрилогии Козинцева и Трауберга (1934, 1937, 1938), за что все трое в итоге были удостоены Сталинской премии первой степени.
Спрос на такие образы со стороны государства был столь велик, что на их исполнении подвизались даже актеры, имевшие совсем не пролетарское происхождение. Как, например, дворянка Любовь Орлова, чья озорная письмоносица Дуня по прозвищу "Стрелка" из кинокомедии Александрова "Волга-Волга" надолго стала символом новой советской женщины. А потомок древнего аристократического рода Петр Вельяминов прославился прежде всего ролями убежденных коммунистов.
Перековавшийся из монархистов в пламенные революционеры поэт Ефим Придворов, который стал известен как Демьян Бедный, с восторгом восклицал в стихах:
"Товарищи, в день славного кануна
Пусть прогремит наш лозунг боевой:
"Да здравствует всемирная коммуна!"
"Да здравствует наш праздник трудовой!"
Ну, а Валерию Золотухину, сыну крестьян, с детства мечтавшему стать артистом, самой судьбой было уготовано амплуа человека из народа. Из самых, что называется, его недр.
Неудивительно, что практически с первых же появлений Золотухина на экране зритель принял актера, признал за своего. Его участковый Сережкин из "Хозяина тайги" (1968), задорно певший "Ой, мороз, мороз!" и лихо расправлявшийся с местными злодеями, получился столь простым и одновременно обаятельным, что впоследствии были сняты еще два фильма с этим персонажем - "Пропажа свидетеля" (1971) и "Предварительное расследование" (1973).
Маленький человек на большой войне
Но главная роль Валерия Сергеевича, его визитная карточка - это, конечно, Бумбараш из одноименного кинофильма (1971) по мотивам ранних произведений Аркадия Гайдара. Это трагикомедия о молодом крестьянине, вернувшегося с полей Первой мировой в родную деревню, где белых сменяют красные и зеленые, и надо не только выжить, но и вернуть себе любимую девушку. На мой взгляд, одна из лучших картин о гражданской войне.
Блестящий актерский состав в лице Екатерины Васильевой, Александра Хочинского, Романа Ткачука, Александра Филиппенко, Льва Дурова и других не только не оттеснил на второй план исполнителя главной роли, но напротив, выступил фоном его блестящего, искрометного, буффонадного таланта без грамма фальши.
Золотухинский Бумбараш - это смесь Иванушки-дурачка, Йозефа Швейка, солдата Ивана Чонкина и еще бог весть кого. А в результате перед нами живой, мятущийся, временами растерянный человек, который выбирает свою судьбу-дорогу.
"Белые да красные, все такие разные, // А голова у всех одна, да как и у меня", - поет Бумбараш на пару с лихим Левкой Демченко, который сгинет позже в огне войны.
Где родился, там и пригодился
Тут несомненна перекличка с чирковским крестьянином с его "каруселью" белых и красных. Но кто из них лучше - тут акценты уже сместились.
В фильме Сергея Юткевича "Человек с ружьем" (1938) бывший крестьянин, а ныне революционный солдат Иван Шадрин в исполнении Бориса Тенина - всего лишь "гарнир" для основного блюда - Владимира Ленина (Максим Штраух). Их беседа призвана показать всю доступность руководителя советского государства и одновременно служит проводником его наставлений ("а винтовку бросать нельзя").
В "Чапаеве" - та же самая картина. Легендарный комдив запросто выступает с речами перед народом, отвечает на вопросы, пусть и самые странные. В сухом же остатке у зрителей остается бабочкинское: "Это я тебе в строю - командир. Ты приходи ко мне в полночь-заполночь! Я чай пью - садись со мной чай пить. Во какой я командир!"
"Бумбараша" же чиновники от кино обвинили в глумлении над идеалами революции, и ленту помогло отстоять только заступничество сына Гайдара - Тимура.
Гнев чинуш понять несложно. Вместо мудрых и всезнающих вождей на экране появился какой-то странный малый, который еще раздумывает, идти ли ему воевать за красных. А между тем, именно так рассуждало в гражданскую войну множество крестьян, досыта навоевавшихся на большой войне.
В творческом багаже Валерия Сергеевича немало ролей, благо актер он на редкость трудолюбивый и всеядный. Есть и Моцарт из "Маленьких трагедий" Швейцера (1979), где его партнером выступил Иннокентий Смоктуновский. К которому Золотухин и обращается:
"Он же гений,
Как ты да я. А гений и злодейство -
Две вещи несовместные. Не правда ль?"
Золотухин давно доказал, что действительно является народным артистом России. Поэтому даже не помышлял о том, чтобы уехать из страны. "Я же русский актер, где же я еще пригожусь?" - сказал он в одном из недавних интервью.
"Живи, Бумбарашка", - завещали перед своей героической гибелью герою Золотухина его боевые товарищи. И он живет. А значит, Золотухин вновь и вновь радует нас.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции