Влад Гринкевич, экономический обозреватель РИА Новости.
Россия не может позволить себе развиваться медленно, "пресловутая стабильность" грозит обернуться застоем, заявил президент Дмитрий Медведев, выступая на открытии Международного экономического форума в Санкт-Петербурге (ПМЭФ). Для быстрого развития России необходимо серьезно обновить не только устаревшие элементы экономики, но и все общественные институты. Россия не строит госкапитализм, подчеркнул президент, в стране должны доминировать частное предпринимательство и инвесторы. Эксперты находят заявленные приоритеты совершенно верными и считают, что теперь государству надо на деле доказать приверженность заявленным принципам.
Преодолеть инвестиционную паузу
"Неправильно ориентироваться лишь на спокойный, размеренный рост. Это ошибка. За пресловутой стабильностью может скрываться очередной застой, - заявил глава государства, выступая на открытии ПМЭФ. - Поэтому нужно быстрее и решительнее менять все, что мешает прорывному развитию".
Едва ли не главной помехой такому экономическому развитию многие эксперты называют неблагоприятный инвестиционный климат. "Без инвестиций невозможен устойчивый экономический рост, только застой и стагнация", - подчеркивает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.
Но привлечь частных инвесторов становится все труднее. По словам начальника аналитического отдела "Банка Москвы" Кирилла Тремасова, частники взяли инвестиционную паузу, наблюдаемая инвестиционная активность поддерживается лишь государством.
Тревожней всего обстоят дела с вложениями в основные фонды - за первые четыре месяца 2011 года, по данным Игоря Николаева, прирост инвестиций в ОФ в годовом исчислении составил символические 0,1%.
Зато отток капитала с за первые пять месяцев этого года составил порядка $35 млрд.
Довольно тревожным симптомом Николаев называет соотношение между объемами финансовых вложений (акции, депозиты и пр.) и инвестициями в нефинансовые активы, в тот же основной капитал. Накануне кризиса в 2007 году финансовые вложения превышали объем инвестиций в нефинансовые активы в 3,6 раза, что позволяло ряду экспертов говорить о спекулятивном характере российской экономики. В 1 квартале 2011 года эта диспропорция выросла до 12,1 раз. Замедление экономического роста при таких показателях эксперт считает неизбежным.
Что пугает инвестора
Российские власти давно ломают голову над тем, как привлечь инвесторов в отечественную экономику. Сделать это непросто по целому ряду причин - внутренние экономические и социальные проблемы переплелись в один плотный клубок с неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой.
Избыточные расходы государства на чиновничий аппарат и поддержку неэффективный предприятий повышают зависимость российского бюджета от нефти и создают неблагоприятную макроэкономическую среду, отпугивающую потенциальных инвесторов, поясняет управляющий директор Группы компаний "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков.
"В России одни из самых низких ставок корпоративного и подоходного налогов, - напомнил президент Медведев, выступая на ПМЭФ. - В целях стимулирования долгосрочных инвестиций мы, начиная с этого года, освободили от налогообложения доходы от прироста капитала".
С точки зрения налоговой нагрузки, российская экономика конкурентоспособна, но есть и другие аспекты, рассуждает Кирилл Тремасов, - правила налогового администрирования, например, не менее важны, чем размер налога.
О бюрократических препонах, неразберихе в налоговой сфере и коррупции - эти факторы эксперты называют главным препятствием на пути инвестиций - говорилось немало. Но принципиальных подвижек в решении этих вопросов пока не видно. "Государство то повышает, то снижает налоги, сейчас объявлено о снижении страховых выплат, но где гарантии, что через год они снова не будут повышены", - объясняет позицию потенциальных инвесторов Игорь Николаев из ФБК. Государство анонсирует новые социальные программы, увеличение социальных выплат, но откуда возьмутся деньги на эти проекты? Завышенные социальные обязательства государства, по мнению Игоря Николаева, через какое-то время могут заставить власти вновь повысить налоги.
Внутренние проблемы осложняются неблагоприятной макроэкономической конъюнктурой - инвесторы опасаются второй волны кризиса, предпосылок к которой немало. "Де-факто мы живем в состоянии кризиса суверенного долга, - напоминает Кирилл Тремасов. - этот кризис пока "раскручивается" в Европе, но все понимают, что рано или поздно он может докатиться и до США". На днях профессор Нью-Йоркского университета Нуриэля Рубини назвал ситуацию в американской экономике "гораздо более сложной, чем она была до настоящего момента", а положение дел в секторах жилой недвижимости и государственных финансов, охарактеризовал как катастрофическое.
Мы не строим госкапитализм
Нельзя сказать, чтобы власти не понимали всех этих проблем, не случайно Дмитрий Медведев призвал реформировать не только экономику, но и обновить общественные институты. Тема коррупции также была одной из ключевых в выступлении главы государства.
Президент подчеркнул, что в экономике должны доминировать частное предпринимательство и частные инвесторы, государство должно лишь обеспечить им необходимые условия для работы, создать инфраструктуру и т.д. "Мы не строим государственный капитализм, - заявил президент. - У нас был этап развития, связанный с усилением роли государства в экономике. Он был по сути неизбежен и во многом в определенный период необходим".
Через госкапитализм прошли практически все страны Европы и Азии, проводившие так называемую догоняющую модернизацию. Один из наиболее ярких примеров показала Япония второй половины XIX века, где из-за слабости частного капитала государство взяло на себя роль главного инвестора в экономику. На государственные деньги создавались так называемые "образцовые предприятия", которые затем на льготных условиях передавались в частные руки. Из таких "образцовых предприятий" выросли гигантские концерны-дзайбацу Mitsubishi, Mitsui и многие другие. После Второй мировой войны японскую модель почти точь-в-точь воспроизвела Южная Корея.
Экономисты и историки не раз подчеркивали, что опыт азиатских стран для нас неприемлем - их успехи во многом обусловлены уникальным стечением обстоятельств, которые уже не воспроизвести. "Госкомпании предполагают неэффективное и расточительное расходование государственных средств, - поясняет Евгений Гавриленков. - В той же Южной Корее неэффективность чеболей компенсировалась растущим населением и дешевой рабочей силой, у нас этих козырей нет".
К тому же особое внимание российские власти, в отличие от японских и корейских, уделяли не обрабатывающим и высокотехнологичным отраслям, а финансовому и сырьевому сектору. "Укрупнение банков, компаний нефтегазового сектора, "Газпром" в том виде, в каком он есть, хорошо это для российской экономики или плохо? - рассуждает Кирилл Тремасов. - Скорее плохо".
Приватизация с равным доступом
Пока нет причин говорить о том, что государство действительно решило отойти от госкапитализма, считает эксперт: "Стратегия выращивания национальных чемпионов осталась. Единственное, что вывели чиновников из советов директоров, но я не думаю, что это самый важный этап".
Однако, судя по заявлению Дмитрия Медведева, возможны и более серьезные шаги. "Государству не нужны столь большие объемы собственности, - заявил глава государства. - Правительство представило предложения по графику приватизации крупных компаний". На торги могут быть выставлены контрольные и блокирующие пакеты крупнейших государственных предприятий.
Приватизацию госимущества эксперты одобряют, но призывают не преувеличивать ее значения. "Важно понять, ради каких целей она проводится, - говорит Николаев. - Сейчас задача приватизации, прежде всего, пополнить казну, а не повысить эффективность управления активами. Если в результате продажи активов не появится эффективный собственник - грош цена такой приватизации".
Кроме того, эксперты напоминают о многочисленных нарушениях, которые совершались при разделе государственного имущества в 1990-е годы. "Важно, чтобы [на этот раз] была обеспечена прозрачность тендеров и равный доступ для участников, чтобы не было административных ограничений", - подчеркивает Евгений Гавриленков.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции