Наталья Иванова-Гладильщикова, специально для РИА Новости.
Работу губернаторов надо оценивать не только по тому, сколько в их регионе получено двоек по ЕГЭ, но и по тому, сколько там Домов детского творчества, считают участники "круглого стола" в Общественной палате РФ. Почему эти Дома все чаще закрываются, а школьные кружки становятся платными? Способна ли нынешняя школа хорошо учить без поддержки ее усилий со стороны дополнительного образования?
Школьные кружки станут платными
О том, что дополнительное образование в нашей стране ни во что не ставят, говорят факты. Только что, кажется, отстояли самый главный в Москве Дворец детского творчества на Воробьевых горах, у которого хотели отнять два корпуса и изгнать находящийся там лицей "Воробьевы горы". Из своего помещения выселили столичный Центр дополнительного образования детей "Дистантное обучение".
То же самое происходит с Центром детского творчества на Соколе (сюжеты о протестах детей и преподавателей можно было видеть по телевидению).
В регионах, особенно дотационных, все еще хуже. Особенно после введения в 2008-м году "131-го закона", по которому дополнительное образование стали финансировать не субъекты федерации, а муниципалитеты. Там, где есть деньги и добрая воля руководителя, – ситуация терпимая. А в большинстве регионов, в малых городах и селах можно говорить о гибели системы. В Карелии, например, спустя три года со времени принятия "131-го закона" число учреждений дополнительного образования сократилось на 10 процентов.
Можно возразить: но ведь кружки и спортивные секции существуют в школах. То есть дети, вроде, ничего не потеряют. Однако тенденция такова, что очень скоро все школьные кружки и секции станут платными.
По новому стандарту для старшей школы (он еще не принят) всё то, что не входит в число 7-8 оплаченных бюджетом предметов, станет платным. В их число в первую очередь попадут кружки и секции. Платности кружков способствует и переход на новую систему оплаты труда учителей, когда их зарплата будет делиться на базовый оклад и стимулирующую надбавку. Деньги на надбавки придется выковыривать и из внутренних ресурсов школ.
Поэтому уже сегодня сокращают "необязательные" ставки – педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, школьных психологов. А средств на кружки и секции у многих родителей нет.
В итоге уже 80% российских школьников не знают, чем им заняться после уроков, и неизбежно оказываются на улице. Может быть, оттого сегодня в России 63 колонии для несовершеннолетних (в 1913-м была одна – Икшанская). При этом в ситуации, когда у нас правят бал не мораль, а деньги, очень странно, что государство их не считает: ведь содержание ребенка в колонии стоит 120 тысяч рублей в год, а на одного ребенка в системе дополнительного образования уходит всего 5-7 тысяч.
Страсть к рекордам и победам
Марина Утицына, начальник отдела общего образования и социализации детей Министерства образования Карелии, заметила, что сегодня всеобщим показателем качества любого образования является число подготовленных призеров – будь то спорт или учеба. Но эффективность дополнительного образования не только в победах на конкурсах, но и в том, сколько детей "с улицы" привлечено в клубы, секции, кружки.
Есть дети, которые разнообразно одарены, и им необходимо особое внимание государства, а есть ребята из неблагополучных семей, лишенные внимания и заботы даже своих родителей. Это группа риска. Так вот, для них особенно важно, окажется ли рядом взрослый, который чем-то увлечет (и отвлечет от улицы), с которым можно что-то важное обсудить.
В таких случаях речь идет не о каком-то особенном образовании, а об элементарной социализации ребенка. Например, в Карелии, там, где работают подростковые клубы, в 5-7 раз снижена статистика правонарушений.
Один из способов решения проблемы – включение в перечень должностей служащих, занятых в жилищно-коммунальном хозяйстве, должности "педагога-организатора": этакого дворового воспитателя и организатора жизни детей. Эту идею предложил член Общественной палаты Борис Альтшуллер.
На содержание такого педагога, предлагает он, нужно выделять один-два процента отчислений от оплаты услуг ЖКХ. А в пристройках жилых домов – размещать детские и подростковые клубы. Выяснилось, что закон оставляет право на использование этих помещений. И, конечно, во всех дворах должны быть спортивные площадки.
Как спасти дополнительное образование
О важности дополнительного образования пора наконец задуматься и государству. Нина Кузнецова, исполнительный директор межрегиональной общественной организации "Достижения молодых", рассказала о том, что в странах Евросоюза началась компания по признанию дипломов дополнительного образования наравне с документами общеобразовательной школы.
Причем движение идет со стороны работодателей, которые приходят к выводу, что неформальное образование, с точки зрения социально-экономической значимости, дает больше общего. У нас же даже понятие "дополнительное образование" исчезло из готовящегося нового закона "Об образовании в РФ". А принятые в последние годы законы практически сводят на нет его финансирование.
Что делать? Во-первых, по мнению Общественной палаты, внести изменения в тот самый 131-й федеральный закон и передать финансовую ответственность за дополнительное образование с уровня муниципального района и городского округа на уровень субъекта федерации (возможно, через выделение субъектом РФ субвенции местным бюджетам для поддержки и развития учреждений дополнительного образования).
Это позволит нормально существовать и Домам детского творчества, и спортивным секциям, и детским клубам. Ведь даже в Москве ситуация не такая простая.
Директор Центра детского творчества "На Вадковском" Юлия Лифшиц рассказала РИА Новости, что в их благополучном Центре есть кружок робототехники, которым руководит мальчик-студент. Его ученики – победители многих фестивалей, включая тот, что проводится на ВВЦ. Но у кружка – всего один комплект конструктора "ЛЕГО". То есть они собирают робота, представляют его на выставку, а после ее окончания – разбирают.
У Центра – огромный компьютерный класс, в котором занимаются 200 с лишним ребят. Но компьютеры в нем 1999 года! "Когда мы пробуем подать заявку, – рассказывает Юлия Лифшиц, – нам говорят: сейчас мы обеспечиваем школы, вы не планируетесь. При этом никто не задумывается о том, что когда ребенок приходит к взрослому, с которым ему по-настоящему интересно, он значительно больше получит, чем в школе на плохом уроке".
Параллельно с этим Общественная палата предлагает, чтобы правительство поручило Минобрнауки совместно с Минэкономразвития разработать нормативную базу системы именных сертификатов для детей от пяти до 17 лет на получение гарантированных бесплатных услуг дополнительного образования и спортивно-досуговой деятельности по месту жительства.
Кроме этого, педагогов дополнительного образования, работающих в школах, нужно уравнять в правах с учителями. Иначе они вынуждены влачить нищенское существование, и притоку свежих кадров это не способствует.
И еще: в силу того, что чиновники у нас начинают хоть как-то суетиться, если им требуется отчитаться перед начальством, нужно, чтобы одним из индикаторов работы региона стала сохранность в нем учреждений дополнительного образования. И губернаторов лучше оценивать не только по тому, сколько в их регионе двоек по ЕГЭ, но и по тому, сколько Домов детского творчества. Кстати, и двоек станет гарантированно меньше.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции