Рейтинг@Mail.ru
Сокуров: историк, метафизик, универсальный режиссер - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сокуров: историк, метафизик, универсальный режиссер

Читать ria.ru в
Александра Сокурова, отмечающего 14 июня 60-летие, и режиссера "Древа жизни", каннского триумфатора Терренса Малика объединяет то, что оба – метафизики, авторы притч. Оба препарируют мир, желая добраться до его смысла. Оба ненадолго выныривают со дна своей души, чтобы вытащить оттуда жемчужины впечатлений.

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

Александра Сокурова, отмечающего 14 июня 60-летие, и режиссера "Древа жизни", каннского триумфатора Терренса Малика объединяет то, что оба – метафизики, авторы притч. Оба препарируют мир, желая добраться до его смысла. Оба ненадолго выныривают со дна своей души, чтобы вытащить оттуда жемчужины впечатлений. И Сокуров, и Малик – маги кинокадра, чародеи камеры. Сокуров снимает чаще своего коллеги. Но при этом высказывается в кино неторопливо, весомо и смело.

Древо жизни Сокурова и его персонажей

 

Александра Сокурова высоко ценил Ингмар Бергман. Андрей Тарковский дал молодому Сокурову свое благословение, увидел в нем родственную кинематографическую душу. Сокурова постоянно награждают премиями разного достоинства, крутят ретроспективы его фильмов. В прошлом году его вклад в кино был отмечен особым, весьма показательным символом. Мексиканцы вручили режиссеру серебряную медаль с Эль Пачоте – священным деревом жизни майя.

 

Древо жизни, символизирующее связь прошлого с будущим, – древний миф, прижившийся в разных странах. Сокуров в своих картинах – "Мать и сын" 1997 г, "Отец и сын" 2003 г., "Русский ковчег" 2002 г. – размышляет о преемственности поколений, о корнях – предках и ветвях – потомках. И он, и Терренс Малик углубляются в тайны мироздания, понимая, что на этой визионерской ниве конкурентов у них почти нет – среди ровесников.

 

А среди младших собратьев конкуренты и единомышленники у Сокурова есть. В какой-то степени его "потомками" стали 47-летний Андрей Звягинцев, режиссер "Возвращения", "Изгнания", "Елены" (2011), и 44-летний Алексей Федорченко, режиссер "Овсянок" (2010). Пока молчит Сокуров, говорят и ворожат в кино именно они. Да так, что их работы показывают на фестивалях в Канне и Венеции – на важнейших европейских кинофорумах.

 

Но вот важное отличие Сокурова от его учеников. Режиссер – по образованию историк, что отражается на его выборе героев, тем и, конечно, их трактовки. Среди персонажей его документальных и художественных картин – Ленин ("Телец"), Гитлер ("Молох"), японский император Хирохито ("Солнце"), русские писатели – Чехов и Солженицын, композитор Шостакович, виолончелист Мстислав Ростропович и певица Галина Вишневская. Сокуров размышляет на тему войны ("Духовные голоса" 1995 г), блокады Ленинграда ("Блокадная книга" 2009 г), Чеченской кампании ("Александра" 2007 г).

Заглядывая в вечность

Сокуров берет исторического персонажа и исследует его человеческую драму. Он задает вопрос: что вело вперед человека, решающего судьбы миллионов – амбиции, жажда власти, иллюзии? А ответ режиссера не укладывается в догмы.

Гитлер, по Сокурову, – несчастный человек, заложник собственной мании величия. Ленин – тоже жертва иллюзий и одновременно пленник собственного тела (фильм "Телец" рассказывает о закате жизни вождя).

 

Для младших коллег Сокурова – Звягинцева и Федорченко – история не столь важна. В их фильмах время и место действия условны. Они берут человеческую суть вне исторического контекста, "в чистом виде", и анализируют ее – то как психологи, то как патологоанатомы.
Не будем рассуждать о том, сила это или слабость. У каждого режиссера есть право по-своему сортировать и обобщать факты.

И все-таки на фоне коллег Сокуров выглядит как универсальный художник, который слышит, говоря словами Мандельштама, "шум времени" и одновременно смотрит в вечность. Не случайно в 1995 году Европейская киноакадемия включила имя Сокурова в число ста лучших режиссеров мирового кино.

Эта штука посильнее, чем "Фауст" Гете?

Александр Сокуров недавно закончил съемки фильма "Фауст" по одноименной трагедии Гете. Лента будет показана на Венецианском кинофестивале в начале сентября. Картина снята на немецком языке (продюсеры "Фауста" – немцы, французы и русские). Как скоро она пойдет на русском языке, режиссер не знает: пока отечественные прокатчики не проявляют к ленте особого интереса. Ждут европейского отзыва о фильме.

Кстати, и "Фауст" – о древе жизни, о судьбе европейской культуры в прошлом, настоящем и будущем. Затерты до хрестоматийного глянца слова Мефистофеля: "Суха теория, мой друг, но древо жизни вечно зеленеет".

Как к любому значительному художнику, к Сокурову неприменимы сухие теории. Он шире теоретических постулатов и выше законов коммерческого кино. Он уже не просто кинорежиссер, а философ кино, один из немногих режиссеров, которые не боятся неторопливо размышлять. И заставлять размышлять зрителей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала