Андрей Анненков, ответственный редактор Digit.ru.
Качество образования, особенно преподавания точных дисциплин, в нашей стране снижается, жертвой чего стал президент Microsoft в России Николай Прянишников. Он имел неосторожность заявить на публике, что был бы рад отдать спецслужбам исходный код Skype, пусть изучают.
Журналисты – теперь уж и не понять, кто отличился первым – решили, что Microsoft хочет отдать ФСБ под контроль голосовой трафик Skype, а это настолько ужасно (по определению, как сказал бы математик), что дальнейший анализ излишен, а вывод "Microsoft пособничает чекистам" очевиден и неопровержим.
Ладно, что с журналистов взять. Но ими дело не кончилось. Microsoft официально, в специальном пресс-релизе, то есть устами собственной пресс-службы, заявляет: "Разница между исходным кодом и шифровальным алгоритмом существенная. Исходный код – это программная основа продукта, а шифровальный алгоритм – это способ защиты информации" (курсив оригинала).
Не смешно
Можно было бы свести дело к шутке, сказав что-то вроде "такая пресс-служба хуже инсайдера", и ничего не писать. Но мне не смешно. Мне досадно: это же Microsoft! Компания, сделавшая софт ходовым товаром, давшая благосостояние миллионам программистов на планете, в нашей стране в том числе. Я никому не готов простить слов "исходный код – это программная основа продукта", а уж сотрудникам Microsoft особенно. Пусть Microsoft себя позорит, если хочет, где-нибудь еще, но только не в России.
Тут не обойтись, к сожалению, без пары определений. Мне самому неловко от такого школярства, но выхода нет. Итак, алгоритм – правила обработки данных, ведущие ко вполне определенному результату за конечное число шагов. Исходный код программы на языке программирования есть одна из форм представления алгоритма (самая, пожалуй, удобная). Таким образом, обладание исходным кодом программы равно знанию алгоритма ее работы. Исходный код – это не "программная основа продукта", а алгоритм в чистом виде.
Что такое "шифровальный алгоритм" – не знаю, а спрашивать у Microsoft стесняюсь. Будем исходить из предположения, что это криптографический алгоритм. Он защищает данные от чужих глаз, делает невозможным доступ к ним без обладания ключом (ключами) доступа.
Не по зубам американским чекистам
Далее, Skype шифрует трафик. Но публикация криптографического алгоритма Skype ни разу не означает, будто наши разговоры станут доступны любому, кто их перехватит в одном из узлов сети Skype. Напротив, публикация криптографического алгоритма Skype пойдет на пользу делу: общественная экспертиза подтвердит или развенчает его надежность.
Есть хорошо известный, хрестоматийный даже пример – Pretty Good Privacy, PGP, криптографический алгоритм, распространявшийся его разработчиком, американцем Филиппом Циммерманом.
Распространялся PGP, между прочим, в напечатанных на бумаге исходных кодах. Американские чекисты запретили экспорт PGP, но Конституция, разрешавшая экспорт книг, оказалась им не по зубам. Доступность исходных кодов никак на надежности PGP не сказалась – без ключа или сотен лет перебора правильную защиту не вскроешь.
Защита нас от нас самих
Теперь вернитесь к словам "исходный код – это программная основа продукта, а шифровальный алгоритм – это способ защиты информации" и попробуйте понять, что они означают. Если не получилось – отлично, вы совершенно здоровы, и вам осталось прочесть всего один абзац.
Криптозащита трафика Skype нужна не для того, чтобы в ФСБ и ФБР бессильно скрежетали зубами, пытаясь подслушать наши с вами беседы. Это – защита нас от нас самих, а не от спецслужб.
Компьютеры, на которых установлен Skype, образуют так называемую P2P-сеть – трафик передается по ней и может быть перехвачен не оперативниками, а любым хакерствующим юношей, что нежелательно. Причина – в этом.
А спецслужбы или работодатель, если им потребуется, прослушают наш разговор без всяких проблем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции