Андрей Анненков, ответственный редактор Digit.ru.
"…магазин с картузами, фуражками
и надписью: "Иностранец Василий Федоров"...".
Н.В. Гоголь, "Мертвые души"
Россия – страна-эпигон. Причем, в отличие от Японии, эпигон неталантливый. Нет у нас собственных технологических достижений, за исключением автомата Калашникова и космического корабля "Восток". Ну, еще ТВ и Зворыкин, который непонятно еще чей, наш или американский. Ученые – да, некоторые неплохи, по крайней мере, были неплохи не так давно. Однако там, где нам надо что-то делать руками, да еще и для массового рынка – там все грустно.
Такие суждения приходится слышать от людей неглупых, осведомленных, самостоятельных в суждениях и патриотично настроенных, облеченных даже властью. На эту тему даже проводятся круглые столы и дискуссии. Возражать тоже приходится, но, конечно, не всегда.
Нельзя, действительно, с позиций здравого смысла оправдать существование нашей академии наук в качестве министерства открытий, а не клуба людей, добившихся результата, как это принято в академиях западных. А чтобы отрицать "цельнотянутость" советских ЭВМ, спорить о приоритете Попова или Маркони и аргументировать в пользу производства "Жигулей" – которые, впрочем, тоже не наши, а итальянские – надо быть гашековским подпоручиком Дубом.
Отечественная IT-история вроде бы тоже не аргумент в поддержку национальной гордости. У нас нет своих процессоров, операционных систем и компиляторов – достаточно, чтобы записать IT-индустрию в безнадежные эпигоны. Не правда ли?
Нет, не правда. Во-первых, IT – единственная отрасль, возникшая в нашей стране в 91-м одновременно с рынком, обошедшаяся без залоговых аукционов и приватизации и ставшая конкурентоспособной на мировом рынке. Среди советских инженеров оказалось достаточно тех, кто, работая по специальности, стал миллионером. Они-то уж точно никому в бизнесе не подражали, да и не могли: тогда Россия походила на Калифорнию еще меньше, чем теперь, какие там посевные фонды и уж тем более IPO.
Во-вторых, ни одна страна, даже США, не самодостаточна в IT-смысле. Пентагон и NASA, например, покупают импортный софт, у российских компаний в том числе. Так что нет ничего зазорного в том, что мы, как какие-нибудь Франция или Китай, пользуемся процессорами Intel и операционными системами Microsoft.
Однако подражательство, нельзя отрицать, в наших широтах процветает. Оно неизбежно из-за отставания от Запада, и чаще всего проявляется в Рунете – авторы онлайн-проекта стремятся подсмотреть решение, заглянув в конец задачника. Примеров сколько угодно: Hotmail.com (MSN) и Mail.ru, foursquare и AlterGeo, Facebook и "ВКонтакте" и так далее. Ничего страшного тут нет, это не плагиат, а здоровое желание сделать не хуже других.
Результаты такого рода деятельности поддаются несложной классификации. Основные типы созданных в подражание Западу IT-проектов таковы (ради простоты изложения дадим примеры):
• "Копирую не стесняясь". Посмотрите на появившиеся у нас во множестве скидочные онлайн-сервисы, откровенно повторяющие Groupon.
• "Новое качество". Онлайн-торговлю софтом придумали не в российском Softkey – до него были Reg Now, Digital River и Amazon. Не воспроизводя в точности ни одного из предшественников, Softkey сумел стать не просто онлайн-магазином, но серьезным российским каналом сбыта программных продуктов самых разных производителей, начиная с Microsoft и Adobe и заканчивая кустарями-одиночками – западных аналогов у проекта нет.
• "Мы не хуже". За примером хочется сходить далеко в прошлое, в начало 90-х. Это теперь текстовых процессоров кроме Word и не найдешь, а тогда они водились во множестве, и безоговорочно лучшим в России был наш Lexicon – есть люди, работающие с ним по сей день.
• "Пусть подражают нам". Самый очевидный и, вероятно, самый яркий, но не единственный пример – "Яндекс". Россия единственная в мире страна, практически никак не ограничивающая (в отличие от Китая) деятельность Google, но при этом не отдавшая Google внутренний рынок интернет-поиска. Произошло это исключительно благодаря "Яндексу".
Есть на Западе IT-проекты, которые очень хорошо было бы копировать и взрастить на нашей почве, да не получается. Например, Wired. Сравнимого по качеству издания, посвященного высоким технологиям, в России нет. Wired – порождение Кремниевой долины, оно как бразильский футбол, который вне Бразилии почему-то не произрастает.
Худший вид российского IT-подражания Западу – подражание казенно-бюрократическое. "Национальная поисковая машина", "национальная операционная система"... Мне это напоминает советский проект "ЭВМ единой серии" (ЕС ЭВМ) – машин, которые более или менее плохо копировали американские IBM\360. Ну не может государство быть инноватором. Оно может – и должно – ставить перед инженером утилитарную задачу и финансировать ее решение. Пусть даже задача будет откровенно дурацкая, какой была рейгановская СОИ – на индустрию все равно прольется золотой дождь, который даст всходы инноваций.
А в сущности, не имеет значения, копируем мы западные проекты или абсолютно оригинальны. Значение имеет то, есть ли у нас квалифицированные инженеры, способные увлечься собственным проектом, объединиться ради его осуществления и думать о нем как о деле жизни, а не как о предлоге для получения венчурных денег.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции