МОСКВА, 8 июн - РИА Новости. Альтернативы прокладки трассы "Москва - Санкт-Петербург" через Химкинский лес в настоящее время нет, проложить другой маршрут помешало правительство Москвы, заявил в среду президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с экологами.
"Я вам прямо, откровенно скажу: я когда это все (строительство трассы) приостановил, я на 90% был уверен, что можно запустить альтернативный сценарий строительства дороги. Я проводил несколько встреч и со своими экспертами, и позвал экспертов-экологов. К сожалению, я убедился в том, что ввиду того, какие решения до этого были приняты, они не катастрофические, они восполнимые с точки зрения экологического ущерба, но изменить их сегодня невозможно", - сказал Медведев.
Президент признался, что ему самому было неприятно от этого.
"Мы же с вами понимаем, почему эта ситуация вокруг Химкинского леса сложилась. Потому что, скажем прямо, Москва в тот период не дала реализоваться альтернативному сценарию, который был предложен правительством РФ. А Москва сказала "нет". Я сейчас не буду комментировать, почему это было сделано, все вы знаете, почему. Проблема в том, что прошло определенное время, и уже был нанесен довольно существенный ущерб тем насаждениям, которые были. И именно поэтому альтернативный сценарий, к сожалению, не имел особого смысла и особой перспективы", - констатировал глава государства.
Глава государства отметил, что ему известна позиция ряда экологов, которые по-прежнему считают, что существует возможность прокладки альтернативного маршрута.
На встрече с президентом такую позицию озвучил, в частности, исполнительный директор "Гринпис России" Сергей Цыпленков.
Президент также положительно отозвался о самом факте участия экологов и общественности в обсуждении проекта. "Я считаю, что сегодня таким образом продавливать решение ни государство, ни бизнес не может. Все должно быть гораздо более открыто и существенно лучше просчитано", - сказал Медведев.
В то же время он призвал экологов обращать внимание не только на резонансные случаи нарушений в области охраны природы, но и на ситуацию в регионах.
"Сколько у нас таких Химкинских лесов? Тысячи? Об этом и речь. Поэтому, я считаю, что должен быть баланс", - отметил глава государства.
Лидер "Движения в защиту Химкинского леса" Евгения Чирикова в свою очередь полагает, что альтернативные варианты все-таки есть.
"Я думаю, что нашего президента ввели в заблуждение, что нет альтернативных вариантов, - они есть", - сказала Чирикова РИА Новости.
По ее словам, существует протокол заседания правительственной комиссии от 14 декабря 2010 года, на которое не пригласили защитников Химкинского леса.
"Как это ни удивительно, виновата французская компания Vinci. На этом заседании концессионер выдвинул условие, что если проект трассы будет пересмотрен, то они разрывают концессионное соглашение и требуют неустоек. Чтобы не портить отношения с французами, было принято это непопулярное решение, которое сейчас порождает огромные проблемы с насилием против гражданских активистов", - рассказала Чирикова.
Она добавила, что по итогам общественной экологической экспертизы было предложено 11 альтернативных вариантов.
Планы строительства скоростной трассы через Химкинский лес вызвали многочисленные протесты местных жителей и экологов. Президент поручал правительству приостановить строительство и провести дополнительные общественные и экспертные обсуждения проекта. Экологи утверждали, что вырубка просеки под трассу уничтожит весь Химкинский лес, но эксперты вновь одобрили первоначально утвержденный проект. Власти в свою очередь обещают полностью компенсировать экологический ущерб от вырубки.
Протяженность будущей платной автотрассы от Москвы до Санкт-Петербурга "М-10-С" составит около 650 километров. Ширина проезжей части дороги, согласно проекту, составит десять полос на выезде из Москвы, восемь полос - в Ленинградской и Московской областях, и шесть полос - на территории Тверской и Новгородской областей.