КОСМОДРОМ БАЙКОНУР (Казахстан), 7 июн - РИА Новости. РКК "Энергия" планирует полностью перейти на использование новых "цифровых" "Союзов" (корабль с цифровой системой управления) в 2012 году для полетов к Международной космической станции (МКС), сообщил журналистам президент корпорации Виталий Лопота.
"У нас летных замечаний - ни одного. Уточняли программное обеспечение, были вопросы по пульту космонавтов. Были шероховатости, которых в новой технике на летных испытаниях просто не избежать. Машина проявила себя очень хорошо, у меня нет каких-то претензий, чтобы что-то менять", - сказал он, комментируя полет первого "цифрового" "Союза", старт которого состоялся в 2010 году ("Союз ТМА-М" стартовал к МКС 8 октября прошлого года, корабль отстыковался от станции 16 марта текущего года - ред.).
Запуск второго "цифрового" корабля "Союз ТМА-02М" к МКС с экипажем новой экспедиции намечен на 8 июня текущего года.
Лопота отметил, что следующие "цифровые" корабли будут пилотироваться только космонавтами-испытателями.
"Я считаю, что до пятой, до шестой машины на ней будут летать только испытатели, при этом отбор испытателей будет жестким с нашей стороны. Со стороны РКК "Энергия"... В следующем году мы должны уже летать на новых кораблях", - сказал он.
Вместе с тем Лопота отметил, что полеты кораблей предыдущей серии будут продолжаться.
"У нас еще будут полеты старых кораблей, нам нужно всегда время для того, чтобы мы осмотрелись, если что-нибудь нужно, то поменять, поэтому мы чередуем корабли. Как только мы будем уверены, что новая техника надежна, все новые разработки отточены, замечаний нет, то мы окончательно перейдем (на использование новых кораблей - ред.), - сказал он, добавив, что "динамика новых кораблей этой серии очень хорошая".
"Союз ТМА-М" был первым кораблем новой серии, которая разработана и изготавливается в РКК "Энергия". Помимо замены бортовой цифровой вычислительной машины, изменения коснулись системы передачи телеметрической информации: вместо аналоговой установлена более компактная цифровая. "Союз ТМА-М" должен заменить применяемым в настоящее время кораблям серии "Союз-ТМА". До них на российскую станцию "Мир" летали "Союзы-ТМ".
Первый космический корабль серии "Союз" начал разрабатываться в ОКБ Королева еще в 1962 году. На нем предполагалось отработать средства сближения и стыковки космических аппаратов на орбите, а также конструкцию и системы корабля, обеспечивающие облет Луны с возвращением на Землю.
Первый пилотируемый полет на космическом корабле "Союз-1" совершил 23-24 апреля 1967 года летчик-космонавт Владимир Комаров, однако из-за отказа парашютных систем при спуске полет окончился катастрофой.
После проведения дополнительной экспериментальной отработки конструкции и систем корабля, в ходе которой были выполнены два групповых орбитальных полета с автоматической стыковкой в космическом пространстве с помощью радиоаппаратуры сближения "Игла" ("Космос-186" и ""Космос-188" - в октябре 1967 года, "Космос-212" и "Космос-213" - в апреле 1968 года) и полет одного корабля ("Космос-238"), начаты регулярные полеты кораблей "Союз".