Российская студентка Мария Баранова стала одной из семи участников международной молодежной экспедиции на Северный магнитный полюс, организованной южноафриканским исследователем Майком Хорном. О подготовке к путешествию, встретившихся на пути сложностях и условиях выживания во льдах Арктики Мария рассказала в интервью РИА Новости. Беседовала Екатерина Маключенко.
- Мария, как ты узнала о международной молодежной экспедиции на Северный магнитный полюс?
- Совершенно случайно. Я просто увидела фотографии на странице подруги в интернете и спросила, что это. Тогда она мне рассказала про проект – молодежную экспедицию на Северный магнитный полюс, организованную всемирно известным южноафриканским путешественником и исследователем Майком Хорном. Это было в августе прошлого года. Я подала заявку, заполнила форму, сняла видеоролик-самопрезентацию. А через месяц узнала, что прошла первый тур и стала одной из 16 претендентов на участие в экспедиции. Ребята из разных стран мира были приглашены в Швейцарию, где прошли 10-дневный отборочный лагерь. Там нас обучали и одновременно проверяли. Два дня было посвящено медицинским тестам, проверяли все, что только можно, стрессоустойчивость, лидерские способности, умение работать в команде, брать на себя ответственность и принимать решения. Основной акцент сделали на испытаниях на выносливость. Кроме того, нам рассказывали про Арктику – регион, куда мы собирались.
- Это была своеобразная предподготовка?
- Да, это была возможность познакомиться с людьми, которых раньше знали лишь по анкетам. Так из 16 человек отобрали лишь восемь. Еще один мальчик отказался от участия сам. Он - вегетарианец, а в экспедиции обязательно нужно было есть мясо. Сами понимаете, в таких холодных условиях без мяса практически невозможно выжить. И он предпочел не ехать.
- Кто еще кроме молодых исследователей вошел в состав экспедиции?
- Всего нас было 12 человек. Семь юных путешественников, наш руководитель Майк Хорн, сопровождающий инструктор, оператор и фотограф.
- Какие задачи стояли перед вами?
- Экспедиция преследовала несколько целей. Одна из них - достичь определенной географической точки на карте – Северного магнитного полюса. Это была личная цель каждого. Кроме того, мы выполняли экологические исследования. На протяжении всей экспедиции делали замеры снега и воды, которые потом отправляли в Мюнхен, в исследовательский институт по изучению изменений климата.
- Какие именно исследования вы проводили во время экспедиции?
- Все участники были разделены на группы, и каждая отвечала за свою часть измерений. Некоторые измерения мы делали во время остановок – с утра или перед ужином, а некоторые в течение пути. Мы измеряли глубину, толщину и плотность снега, соотношение снега и воды. По этим замерам можно определить, насколько меняется климат. Наш руководитель, Майк Хорн путешествует уже 20 лет, он не первый раз в Арктике и может сравнить, какой она была два десятка лет назад и какой стала теперь. Он видит изменения. Например, мы видели айсберг, который был занесен в Арктику из Гренландии. Это ненормально, такого раньше не было. Или другой пример, причина, по которой мы вынуждены были остановиться раньше времени – открытая вода. Мы столкнулись с ней в начале арктической весны за 50 километров до нашей цели. Никто не ожидал, что ее можно увидеть так рано.
- Сколько времени вы провели в экспедиции и что было для вас самым трудным?
- Мы провели в экспедиции три недели - с 27 апреля по 18 мая. Что касается трудностей, то, во-первых, это холод – минус 25 градусов. Представьте, три недели без захода домой, без возможности отогреться! Это постоянно замерзшие руки, каждые несколько минут нужно проверять кончики пальцев и нос, не обморожены ли они. Вторая трудность - это сани. Каждый участник вез свои сани с вещами и продуктами питания. Они были прикреплены сзади на карабине, и стали как бы частью тебя. Мои сани весили 45 кг, а во мне самой чуть больше 50 кг, было очень тяжело. И, в-третьих, - постоянная смена температур. Во время движения было настолько жарко, что снимали все, шли только в термобелье. Но стоило остановиться, чтобы сделать глоток горячего чая, замерзали моментально. Мы шли по восемь, потом по 16-18 часов в сутки, останавливались лишь на 5 минут для перерыва, затем шли дальше. При этом рельеф постоянно менялся. На ровной поверхности было ощущение, что ты гуляешь на лыжах, но с очень тяжелым рюкзаком. А когда встречались торосы – нагромождения льда – каждый шаг давался с большим трудом.
- Что больше всего вам запомнилось в экспедиции?
- Там все запоминается! Одно из самых ярких ощущений - увидеть следы белых медведей. Мы понимали, что в любую из ночей они могут зайти в наш лагерь. Мы могли чистить зубы строго один раз в день перед выходом, когда уже снимали палатку, потому что белый медведь чувствует запах зубной пасты за 70 км. А, учитывая, что он передвигается быстро, то, если на ночь почистить зубы, можно ждать "гостя". На последнем этапе экспедиции, когда мы уже приближались к открытой воде, шли по льдам океана. И вот, когда ты видишь, что впереди идущие сани оставляют мокрый след, невольно думаешь, сколько тысяч метров сейчас под тобой, как быстро расходятся льды и как быстро они могут сомкнуться обратно.
- Какие продукты питания вы брали с собой и как часто готовили?
- Еда – отдельная тема. В Арктике мы потребляли по 8000 килокалорий в день, и этого было не много. Только 2000 сгорало за ночь. Для примера: в день я съедала две большие плитки шоколада, а за ужином могла съесть 18 яиц. Если я попытаюсь повторить это здесь, я просто умру. А там уже через два часа я снова была голодная. Организация экспедиции была очень хорошая. Дважды в день нас кормили горячей едой, в течение дня делали остановки на 5-7 минут, чтобы сделать пару глотков чая и съесть шоколадку. Еду мы везли с собой, это были специально подготовленные пайки – микс из шоколада, орехов, халвы - все, что калорийно, шло в пакет.
- Чему вы научились за время экспедиции?
- Эта экспедиция дала мне очень многое. Теперь я твердо уверена, что если ты силен духом, то можешь быть наравне с людьми, которые в десятки раз сильнее тебя физически. Арктика – это уникальное место, место для себя. Где еще вы сможете в течение 8-10 часов думать о том, о чем хотите. Там проясняется сознание, начинаешь по-другому смотреть на вещи. Эта экспедиция – возможность проверить себя. Если ты в состоянии совершить такое путешествие, дальше уже ничего не страшно.
- Чем закончилась экспедиция? Вы достигли цели?
- Так сложилось, что в середине пути одна девочка сожгла себе сетчатку, и часть команды вынуждена была вернуться назад. Нас осталось несколько человек, из них молодых исследователей – только я и мальчик из Китая. Подразумевалось, что мы дойдем до самого Северного магнитного полюса. Но группа наткнулась на участок с открытой водой и вынуждена была остановиться, потому что дальше невозможно было идти. В итоге мы остановились на отметке 79۫ 30′ северной широты - самой северной точке, достигнутой кем-либо в этом году. Там мы установили наши флаги и вернулись обратно.