Режиссер, народный артист РФ, профессор Российской академии театрального искусства (РАТИ) Алексей Владимирович Бородин, 30 лет возглавляющий Российский академический молодежный театр, отмечает в понедельник 70-летие. Он поделился с РИА Новости своим видением того, как режиссер должен строить отношения с труппой, театр - со зрителями, и почему состоявшимся профессионалам необходимо почаще общаться с театральной молодежью. Беседовала Наталия Курова.
- Вы уже более 40 лет занимаетесь режиссурой, которую изначально выбрали и к которой до сих пор не потеряли интереса. В чем для Вас секрет притягательности этой сложной театральной профессии?
- Создавать новый мир – это волшебство, пустая сцена меня завораживает. Режиссура - особый способ существования, вид творческого взгляда на жизнь, она создает на сцене новую реальность. Драматический театр замечателен еще и тем, что он связан с литературой, а так как больше всего на свете я люблю читать, то работать с прозой или драматургией для меня - наслаждение. Необычайно интересно оживлять страницы книг, раскрывать зрителям замысел автора, личность писателя. А еще театр - это место, где возникает контакт между режиссером и актерами, между разными артистами, наконец, между сценой и залом. Замечательно, когда вместе можно сопереживать или радоваться, замереть, заплакать или засмеяться.
- Вы как режиссер выбираете литературный материал, создаете концепцию спектакля, работаете с артистами. Что из этого для Вас самое важное?
- Драматургический материал. Он - основа основ, главный выбор режиссера, а уже дальше начинаешь думать, как можно проявить его содержание. Я всегда считал, что дело режиссера подобно делу дирижера, который не сочиняет музыку, а проявляет себя через партитуру. Я предпочитаю работать с драматургией, но мне нравится и переводить прозу в произведение для театра, искать, как воплотить ее на сцене. Что же касается работы с артистами, то тут главное, чем должен заниматься режиссер, - это создать ансамбль. Дело это очень непростое, особенно в репертуарном театре.
- Многие считают, что режиссер должен быть строг и даже жесток с артистами. Каково Ваше мнение и Ваш способ работы с артистами?
- Театр и спектакль создается многими творческими людьми, хорошо знающими свое дело. Артисты, художник, композитор – я не могу их заменить и отношусь к ним как к партнерам по творчеству, но между нами возникают еще и человеческие отношения. В силу специфики работы артистов, чьи нервы обнажены, режиссер должен многое им прощать, обращаться с ними уважительно, а не смотреть на них как на исходный материал. Задача режиссера - увлечь артиста, а не навязать свое решение. Главное, чтобы у тебя созрел четкий замысел, знание того, что ты хочешь сказать - и вот тогда ты должен переть как танк и вести за собой актерскую гвардию. Если ты убедителен, то настоящие актеры обязательно откликнутся. Но, конечно, это касается тех, кто близок тебе, твоих единомышленников. Поэтому в нашем театре мы собираем людей, которые интересны друг другу и единодушны во взглядах.
- Вам помогла выработать такой путь общения с артистами педагогическая работа, которой Вы занимаетесь уже несколько десятилетий?
- Я действительно очень давно преподаю в ГИТИСе - ныне РАТИ, и не собираюсь бросать это дело. Мне крайне важно общаться с новым поколением, которому предстоит строить театр. Театр – это то, что надо создавать, одновременно расшатывая, чтобы не было застоя. И с себя постоянно надо сдирать какие-то "наросты", которые появляются со временем. В этом-то и помогают молодые - не дают закостенеть, не позволяют давать себе завышенную оценку. И еще, занимаясь педагогической деятельностью, я готовлю кадры для РАМТа, и рад, что много моих учеников работает в его труппе. Мой учитель, выдающийся режиссер Юрий Александрович Завадский - ученик Станиславского и Вахтангова, завещал формулу "школа - студия - театр". Я считаю ее идеальной. Школа - методика в очищенном виде, студия - это поиск, эксперимент, движение вперед, а дальше - театр в самом высоком профессиональном смысле. Такой театр мы и строим.
- В РАМТе прошли первые ночные показы, спектакли, рассчитанные на целый день - например, "Берег утопии" по Стоппарду. Как Вы отваживаетесь на такой риск и почему так уверены в зрителях, которых сегодня не ругает только ленивый?
- Публика - вопрос вопросов, но для меня очевидно, что театр существует для людей. Конечно, каждый театр должен рассчитывать на то, что на каждый спектакль найдется свой зритель. Ведь одни идут сюда, чтобы просто развлечься, а другим нужны постановки, над которыми можно и нужно думать, кто-то любит классику, кто-то - современные пьесы. Ясно одно: твоя публика - та, которой ты хочешь что-то сказать в надежде, что тебя услышат. Когда такая публика появляется, ее нельзя предавать и разочаровывать. К молодым зрителям я отношусь как к своим детям, а к взрослым - как к людям своего круга, тем, кому интересно то, что и тебя увлекает. Мы стараемся сделать все, чтобы люди оставались с нами. Самое трудное - не потерять их.
- Вы - один из немногих, кто не боится приглашать к себе в театр других режиссеров - как известных, так и начинающих.
- Я не считаю, что РАМТ должен ограничиваться моими воззрениями и понятиями. Я стараюсь привлекать талантливых людей разного возраста и опыта, разных школ и направлений. Я приглашаю тех, кто мне интересен, и надеюсь, что они будут интересны и моим коллегам, и нашим зрителям. Я - не единственный, не истина в последней инстанции, театр же - броуновское движение, в нем кипит жизнь. Здесь должны сталкиваться разные мнения, находки, предложения, замыслы. Зритель сразу понимает, есть в нем жизнь или нет, интересная она или выхолощенная. Настоящая энергетика всегда ощутима, передавать ее людям - суть сцены.
- Какие проблемы, по Вашему мнению, сегодня стоят перед российским театром?
- Главная забота - репертуарный театр: самое глупое, что можно сделать – это его разрушить. Разрушать всегда просто. Питер Брук, когда приезжал к нам еще в советское время, сказал о нем: "вы не понимаете, чем обладаете". Репертуарный театр – огромная ценность, которую надо холить и лелеять. Конечно, существуют административные, организационные и финансовые проблемы, которые требуют решений, уточнений, улучшений и даже изменений.
Еще одно архиважное условие - во главе театра должны стоять как художественный руководитель, так и сильный директор. Если нет не просто исполнителя, а соратника, который разделяет творческие позиции, ничего не получится. Молодежному театру повезло с директором - мы с Владиславом Любым понимаем друг друга, и я надеюсь, что наше сотрудничество идет театру во благо.