МОСКВА, 3 июн - РИА Новости, Алина Гайнуллина. Интернет-сервис по продаже скидочных купонов Groupon подал заявку на проведение первичного публичного размещения акций на бирже, в которой заявил о намерении привлечь как минимум 750 миллионов долларов, говорится в материалах компании.
В документах, поданных в Комиссию по биржам и ценным бумагам США (SEC), компания, которая выйдет на биржу под тикером "GRPN", пока не раскрывает количество акций, планируемое к размещению, ценовой диапазон и точные сроки IPO.
Groupon опубликовал предварительную оценку своей капитализации в 9,8 миллиарда долларов. Однако по итогам первичного размещения этот показатель может значительно измениться, отмечает компания. Как сообщалось ранее, аналитики ожидают, что Groupon будет оценен по результатам IPO в сумму от 15 до 25 миллиардов долларов.
Организаторами IPO выступят инвестбанки Morgan Stanley, Goldman Sachs и Credit Suisse. Morgan Stanley был одним из организаторов IPO другой интернет-компании - социальной сети LinkedIn. Соцсеть разместилась 19 мая по цене 45 долларов за ценную бумагу, в результате чего получила оценку капитализации в 4,25 миллиарда долларов и привлекла 352,8 миллиона долларов. Однако уже в первый день торгов стоимость акций более чем удвоилась и продолжает держаться на уровне 85-90 долларов, в результате чего банки-организаторы подвергаются критике экспертов рынка за недооценку компании.
Размещения LinkedIn американские интернет-сервисы ждали, чтобы в реальных показателях увидеть интерес инвесторов к их бизнесу. Напомним, что в преддверии IPO LinkedIn отчиталась за 2010 год о 243,1 миллиона долларов выручки и 15,4 миллиона чистой прибыли.
В то же время Groupon, который также отчитался о финансовых результатах за 2008-2010 годы и первый квартал 2011 года, все четыре отчетных периода завершил с чистым убытком. В 2008 году чистый убыток компании составил 2,15 миллиона долларов, в 2009 - 6,9 миллиона, в прошлом году - уже 456,3 миллиона долларов, а за первые три месяца 2011 года убыток составил 146,48 миллиона долларов.
Компания сообщила, что в первом квартале 2011 года потратила около 180 миллионов долларов на маркетинг платформы и привлечение пользователей и намерена продолжать выделять на это значительные суммы. По словам аналитика из GreenCrest Capital Management Эйби Мендеса (A.B. Mendez), подобный маркетинговый бюджет может затруднить выход компании на прибыльный уровень. "Пока неясно, каковы их долгосрочные финансовые перспективы, и смогут ли они поддерживать прибыльность", - говорит он.
Тот фактор, что компания, работающая на рынке более двух лет, пока не вышла на безубыточный уровень, может отпугнуть потенциальных инвесторов, считают аналитики, опрошенные агентством Bloomberg.
В то же время Groupon активно наращивает показатели выручки. В 2008 году объем выручки компании составил лишь 94 тысячи долларов, в 2009 - уже 30,47 миллиона, в прошлом году - 713,37 миллиона долларов. Выручка Groupon в первом квартале 2011 года увеличилась по сравнению с аналогичным показателем прошлого года в 14,5 раз и составила 644,73 миллиона долларов.
Groupon опубликовал интересную статистику продаж своих купонов по итогам января-марта 2011 года. По данным компании, около трети всех проданных спецпредложений относилось к категории "красота и здоровье", четверть - "еда и напитки", 15% - к активному отдыху и 11% - к билетам на мероприятия.
По данным компании, на конец марта Groupon предлагал купоны от 56,8 тысячи партнеров в 43 странах мира, подписчиками сервиса являются более 83 миллионов интернет-пользователей. По итогам всего 2010 года компания продала 30,3 миллиона купонов на скидки, а лишь за первый квартал 2011 года - 28,1 миллиона. Всего с момента запуска сервис продал более 70 миллионов различных купонов на скидки. В штате компании работают порядка 7,1 тысячи сотрудников, в то время как два года назад их было около 200.
Однако главным фактором риска является то, что идею сервиса коллективных покупок и скидочных купонов уже активно копируют и развивают как специализированные сервисы-конкуренты, так и крупные компании (например, Facebook и Google) в качестве одного из своих предложений. По данным Bloomberg, у Groupon на рынке уже около 500 разнообразных конкурентов. "Groupon был сверхуспешен на ранней стадии, однако конкурентный потенциал этого рынка делает его перспективы непредсказуемыми", - считает эксперт из BCG Partners Колин Джиллис (Colin Gillis).