Ур Сар - месяц торжеств в Калмыкии, в течение которого чествуются духовные подвиги основоположника буддийской религии Будды Шакьямуни. Лунный месяц не имеет определенной даты в григорианском календаре и приходится обычно на конец мая - начало июня. В 2011 году начало этого месяца приходится на 2 июня.
Именно этот священный для буддистов лунный месяц выбрал Будда 0 - рождения, просветления и ухода в паринирвану, - каждое из которых, согласно историческим источникам, произошло в 15‑й лунный день месяца Ур Сар. В этот день отмечается Дончод Хурал, который является кульминацией всего торжества Ур Сар.
По лунному календарю этот месяц считается особенно благоприятным для очистительных практик, а все благие действия, совершенные в этот месяц, увеличиваются в тысячи и миллионы раз.
В разных частях света буддисты отмечают этот тройной праздник (калм. Ур Сар, тиб. Сага Дава, инд. Весак) в соответствии с разными национальными традициями.
В калмыцком календаре Ур Сар занимает особое место. Калмыки отмечают его уже несколько веков, и хотя мотивация празднования кочевого народа во многом была связана с сезонными изменениями - переходом с весенних пастбищ на летние - молитвенные церемонии занимали существенное место в этот священный период. Вывешивались изображения божеств, особым образом располагались хурулы-кибитки.
В этот месяц было принято проводить обряды поклонения земле, когда делаются подношения божествам-покровителям этих мест, читаются специальные молитвы.
Именно в это время было важным получить благословение духовных лиц. Монахи освящали местность и животных, кропя их смесью молока и топленого масла. А свои молитвы люди обращали не только к Буддам и Бодхисаттвам, но и главному покровителю кочевого народа ‑ святому старцу Цаган аав.
В наши дни характер этих церемоний сильно изменился: религиозная составляющая вышла на первый план. Буддисты республики уделяют большое внимание духовным практикам - приходят в хурул, чтобы слушать буддийские лекции, принять краткосрочные обеты Махаяны, обновить обеты Прибежища или обеты Бодхисаттвы, садятся в затворничество для начитывания мантр и молитв. Праздник Просветления Будды Шакьямуни обязывает верующих вести особо нравственную жизнь, наложить максимальный контроль на поведение и образ мыслей. Благие поступки дают богатый результат.
Праздничная программа в буддийских храмах республики обычно выстроена так, чтобы задействовать человека в различных полезных мероприятиях - подарить вдохновение на дальнейший духовный путь, наделить новыми познаниями и укрепить веру. Эти мероприятия позволяют практиковаться в трех больших этапах буддийского пути - нравственности, медитации и мудрости.
Наиболее распространенной является практика поклонения Авалокитешваре - Бодхисаттве сострадания - "Нюнгне". Под руководством опытного ламы верующие читают специальный текст и делают простирания. Утром первого дня миряне дают обет не употреблять пищу, не разговаривать и не пить.
На второй день обетов не дают, но продолжают читать тексты. На рассвете третьего дня совершается подношение заслуг, и если есть желание продолжить практику, снова дают строгий обет. Таких сессий необходимо сделать восемь - с первого по пятнадцатый лунный день. Результатом этой практики является закрытие "трех дверей", ведущих в неблагоприятные рождения. Обет молчания предохраняет от рождения в мире животных, отказ от еды и питья - от рождения голодным духом, стойкое преодоление страданий во время практики и поддержание обетов в чистоте - пресекает рождение в аду. Кроме того, практикующий получает мощные отпечатки для встречи с учением Будды в следующей жизни.
Для накопления благой кармы существуют также однодневные обеты Махаяны (направление в буддизме - "северный буддизм"). При этом практикующий берет на себя обязательство не принимать пищу после обеда, не сидеть на высоких сиденьях (не выше локтя), чтобы пресечь появление гордыни, нельзя петь, слушать музыку, танцевать и носить украшения.
Необходимо провести день в изучении буддийской литературы или начитывании мантр. На рассвете следующего дня обеты считаются снятыми.
Тем, кому трудно делать специальные практики, можно совершать по сто восемь или всего семь простираний каждое утро перед статуэткой либо изображением Будды, при этом необходимо представить, что Будды трех времен и десяти сторон света действительно присутствуют перед вами. Можно обходить хурулы, ступы, делать подношения неимущим или монахам, начитывать широко известную мантру "Ом Мани Падме Хум". Необходимо избегать совершения десяти неблагих деяний, которые ведут к плохому рождению. К ним относятся убийство, воровство, неправильное сексуальное поведение, пустословие, обман, злословие, зависть, ненависть и неправильные воззрения.
В течение месяца Ур Сар необходимо стараться совершать максимальное количество благих поступков, избегать порождения в себе гнева, ограничить свои желания, больше читать и стараться осмыслить буддийскую литературу. Желательно воздержаться от употребления мяса и полностью исключить употребление спиртных напитков.
Как считают адепты буддизма, праздник Ур Сар дает прекрасную возможность не только позаботиться о своих последующих благих перерождениях, но и уже в этой жизни стать немного совершенней.
На каком бы уровне и как именно ни праздновали бы Ур Сар буддисты, всех их объединяет одна главная тема и цель - торжество по случаю появления Будды в нашем мире.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников