В эти дни, когда в российских школах звенит последний звонок для 727 тысяч новых выпускников, самое время задуматься - что ждет это поколение? В чем-то этим ребятам повезло: их будет на 9,4% меньше, чем выпускников прошлого года, а значит, конкуренция за бюджетные места в вузах не будет такой острой, как в прошлом году. Семьи, решившиеся рожать в трудные девяностые, не прогадали. Правда, и самих студентов скоро будет меньше: по прогнозам специалистов Минобрнауки, уже в 2013 году студентов в России будет 4,2 млн - на 40% меньше, чем в 2009 году (тогда их было 7,4 млн человек). Интересное совпадение: за период с 2001 по 2010 год количество школьников в стране тоже сократилось на 40%. В итоге может так получиться, что демографическое "благословение" этого поколения перерастет в угрозу: именно в период, когда эти ребята будут учиться, пройдет сокращение не соответствующих образовательным стандартам вузов.
Все эти цифры я взял из опубликованной на сайте Рособрнадзора Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Любопытный, скажу я вам, документ, причем официальный: концепция утверждена председателем правительства Владимиром Путиным еще в феврале этого года. Так что на основе этого документа уже вовсю разрабатывается программа, которая поможет нашей школе - высшей и невысшей - сеять разумное, доброе, вечное на протяжении всей ближайшей пятилетки.
Концепция сразу ставит нас перед рядом неприятных фактов, которые должны бы встревожить и нынешних выпускников, и особенно тех, кто их будет учить. В ближайшие годы прогнозируется снижение численности профессорско-преподавательского состава на 20-30%. Авторы сразу же предупреждают: "в связи со значительным количеством высвободившихся работников высшего образования" в стране ожидается рост безработицы, а вместе с ним - и рост социальной напряженности. То есть имеются опасения, что прежде довольно мирных вузовских преподавателей доведут до такого состояния, что они выйдут с плакатами на улицы. Обозначены и "направления ударов" предстоящих сокращений: "за счет совершенствования аккредитации" высших учебных заведений "будет существенно обновлена сеть вузов, не вошедших в число федеральных и национальных исследовательских университетов". На популистский язык эта формула переводится довольно просто: те, кто не МГУ, не ГУ ВШЭ и не физтех, - будьте готовы ко всему! Мало не покажется. Особо жестоко обещают расправляться с филиалами.
Все это позволяет дать сегодняшним выпускникам первый важный совет: не идите в учебные заведения, представляющие собой полуподвалы с рекламным плакатом вместо вывески и прилагательными типа "социально-экономический" и "культурно-юридический" в названии. Уж лучше, ей Богу, нормальный колледж с рабочей специальностью. Алгоритм закрытия вышеописанных полуподвалов был выработан и начал действовать еще в предкризисном 2007-2008 учебном году. Тогда газеты запестрели материалами о закрывшихся медвузах без лабораторий и "гуманитарных университетах" без библиотек. В условиях кризиса административный каток, лишавший аккредитации не соответствовавшие стандартам вузы, слегка попридержали. Очевидно, боялись той самой социальной напряженности: зачем приумножать и без того большое число ничем не занятых молодых людей. Пусть хоть в вузе числятся - спокойней будут. Теперь, когда количество молодежи снизится до социально неопасных величин, самое время продолжить "оптимизацию".
Новая пилюля может оказаться намного горче той, что планировалась к приему в 2007-2008 гг. Тогда сокращение некачественных вузов должно было стать частью общей реформы образования. Еще вовсю работал недавно запущенный национальный проект "Образование", призванный через перемены в средней школе вытянуть всю систему на новый уровень. Напомню: с особым удовольствием в 2007-2008 лишали аккредитации вузы, арендовавшие помещения в школах. Логика понятна: лучше хорошая школа, чем плохой вуз. Но вот прошло время, реформаторский энтузиазм немного выдохся - и что мы имеем? Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы констатирует, что финансирование проекта "Образование" сократилось с 49 млрд рублей в 2007 году до 16,9 млрд в 2010 году. Задумке проекта этот факт не противоречит: идея была в том, чтобы мощным финансовым впрыскиванием вывести образование на новый уровень, а потом снизить финансирование до стандартных уровней. Но вот беда: большинство учителей не почувствовали "скачка", зарплаты учителей по-прежнему сильно ниже средних по стране. Секретарь ЦК профсоюза работников народного образования и науки Владимир Лифшиц отмечает, что если в 2007-2008 годах у нас наблюдался приличный рост заработной платы педагогов, то в настоящее время одни регионы стоят на месте, а другие идут назад.
Результаты не заставляют себя ждать - читаем все в той же Концепции: "Только 30 процентов выпускников педагогических вузов идут в школы, причем после трех лет педагогической деятельности только одна шестая часть молодых педагогов остается работать в школе".
И эти факты заставляют дать сегодняшним выпускникам второй, очень грустный совет: если вы все-таки захотите еще раз переступить порог покидаемой вами школы в качестве учителей, подумайте и взвесьте все хорошенько. Идите в педагогику в том случае, если вы твердо уверены: эта стезя - ваша, и ради этого выбора вы многое готовы перенести. Терпеливым государство обещает большие и интересные нововведения: к концу следующей пятилетки родители, имеющие доступ в Интернет, получат стопроцентную гарантию контроля над успеваемостью своих чад; в современных условиях будут обучаться не менее 90% учеников (сейчас - 40% в среднем по России). Все эти инновации, наверное, очень нужны стране и о них приятно говорить в телекамеру, но вот нюанс: перед учителями концепция никаких особых обязательств не берет. Возникает подозрение, что всю выделяемую школе супертехнику может постичь судьба неплохих отечественных комбайнов в поздние годы советской власти. Нищие и неквалифицированные селяне бросали эту чудо-технику ржаветь на полях. Почему нищий и недоучившийся учитель не должен сделать то же самое с дорогостоящим школьным оборудованием?
Особенно велика опасность такого исхода как раз в сельских школах, где сегодня обучаются 4 млн человек - 29% общего количества школьников. Есть подозрение, что заявленный высокий процент оснащенных школ в общей массе будет достигнут за счет сокращения сельских учебных заведений. Если не можешь увеличить числитель, сократи знаменатель - эту нехитрую арифметику наши чиновники изучили отлично.
Впрочем, что же это я все о грустном? Хочется пожелать ребятам успеха! Ведь первый государственный экзамен по литературе будет уже через двое суток после выпускного. Читайте, ребята, Некрасова про "разумное, доброе, вечное". Читайте Маяковского про "все работы хороши - выбирай на вкус". И верьте лучше писателям, чем телевизору, который все толкует нам о счастливых мошенниках-финансистах, удачливых крючкотворах-юристах, душевных бандитах и благородных проститутках. А будет время - послушайте, что говорят по этому самому телевизору наши руководители про финансовое и юридическое образование, вернее, про его переизбыток. Получается, что отечественная массовая культура плодит те самые ролевые модели, которые наша власть и жаждущий кадров бизнес силятся сломать. И "культура" явно побеждает.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции