Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Жизнь после детдома: каким видят свое будущее дети-сироты

© Фото : Софья ШайдуллинаДиректор Покровского детского дома, Светлана Рогова с воспитанниками
Директор Покровского детского дома, Светлана Рогова с воспитанниками
Ежегодно из учреждений для детей-сирот выпускается около 13 тысяч детей, из них 95% продолжает обучение и только около 5% устраивается на работу. Вопрос, что делать выпускникам детских домов, волнует многих, а решается в основном теми, кому сами выпускники небезразличны.

София Шайдуллина специально для РИА Новости.

Ежегодно, по данным Минобрнауки РФ, из учреждений для детей-сирот выпускается около 13 тысяч детей, из них 95% продолжает обучение в учреждениях начального, среднего и высшего профобразования, и только около 5% устраивается на работу. Вопрос, что делать выпускникам детских домов, волнует многих, а решается в основном теми, кому сами выпускники небезразличны. Директорами и воспитателями, которые понимают, что за порогом "дома" ребят ожидает совсем другая жизнь. Они делают все, чтобы столкнувшись с первыми трудностями, дети не опускали руки.

Директор Покровского детского дома, Светлана Рогова, на контакт пошла охотно, встретила с горячим чаем и теплой улыбкой:

- У нас каждое воскресенье гости. Сегодня приехали студенты Института геодезии и картографии. Вчера был наш американский друг, которого дети и особенно выпускники очень любят.

Сейчас в Покровском детдоме 60 ребят, из них шестеро заканчивают девятый класс, и в этом году покинут родные стены - будут поступать в ссузы и профессиональные училища, переезжать в общежития. Директор гордится своими детьми. Большинство из них, заканчивая среднее профессиональное, получают высшее, создают семьи, но не забывают родной дом и «мам» - воспитательниц и директора.

- До 23, а то и дальше, мы продолжаем считать их своими детьми. На том, чтобы помочь с образованием и жильем – наша миссия не заканчивается. Мальчики и девочки знают, что мы всегда поддержим их и постараемся решить любую проблему.

Директор не пытается лукавить и честно признает, что бывают и грустные истории. Случается, что ребенок не может учиться в силу своих способностей, встречаются дети, которым сложно адаптироваться в самостоятельной жизни:

- Поймите правильно. Здесь они живут на всем готовом, для них налажен быт, все вокруг близкие и родные люди, которые всегда поймут и объяснят, как правильно, а как нет. Ребята не знают, что за коммунальные услуги тоже надо платить, не представляют, сколько стоят продукты. Деньги, выплачиваемые им государством, улетают в один день, а как жить дальше целый месяц – дети уже не представляют.

- А что вы делаете для того, чтобы представляли?

- Все то, что можем. С нашими детками работают психологи, социологи, волонтеры, но лучший результат дает общение наших выпускников, тех, кто уже нашел свое место в жизни, с теми, кто только готовится к свободному плаванию.

Вика-журналистка и Алена-повар

Кроме директора пообщаться с журналистами вызвалась воспитательница с двадцатилетним стажем работы – Галина Мельникова, которая тут же познакомила меня с двумя своими девочками.

С красивой, черноволосой и большеглазой, оставшейся сиротой при живой маме и бабушке Викой трудно найти общий язык. Смотрит недоверчиво, отвечает неохотно. Признается, что очень любит тишину и уединение. Воспитательница говорит, что у Вики сложные отношения со сверстницами, и сама девочка признает, что лучшей подруги у нее сейчас нет.

Вопреки распространенному мнению о том, что "государственные" дети стремятся к независимости и вырваться из-под опеки, Вика покидать детдом не хочет. Слишком страшно смотреть в будущее. Даже, несмотря на то, что ее история не так уж и печальна, по сравнению с другими. У нее есть своя квартира, в которой, правда, проживает мать-алкоголичка, но ведь многие в детдоме лишены и этого. Есть бабушка и старшая сестра, которые навещают ее. Сестре 18, но она замужем и сама ждет ребенка. Речь об опеке над Викой тут идти не может.

Разговорившись, девочка призналась, что хочет быть журналисткой или фотографом, но для этого нужно подтянуть успеваемость и выбрать учебное заведение:- Есть вариант во Владимире, но мое жилье в Коврове. Особенно не накатаешься.

Прощаясь, мы договариваемся, что встретимся еще раз или даже не раз. Я привезу книги для начинающего фотографа, и мы более подробно поговорим о ее будущем.

Если Вика произвела впечатление мечтательницы, то Алена показалась настоящей реалисткой.
- Кто у меня из родных? Только бабушка. Папы нет, мама умерла. Поступать собираюсь на повара. Училище выбрала. О чем мечтаю? Да ни о чем пока  – говорит, улыбаясь.

Немного жалуется на распорядок дня. Все дети одинаковы, никому не хочется вставать рано. В такой большой семье, как детский дом, у каждого есть свои обязанности и про них нельзя забывать. Воспитатель говорит, что конфликты между ней и девочками чаще всего  именно бытовые. Как настоящая мама, сетует на леность и забывчивость "дочек".

Даша, которая не умеет обижаться на маму

К диалогу с Дашей меня готовили минут пять. "Близкие родственники отношения с девочкой не поддерживают. Сложный случай", - поясняет воспитательница. В свои 14 Даша уже пытается определять жизненные цели и принципы:

- Я мечтаю о нормальной семье. О муже, которому смогу доверять, который сможет обеспечивать моего…нашего ребенка. Карьера для меня тоже очень важна. Не всю же жизнь воспитывать ребенка. Я собираюсь поступать в училище, а потом в институт.

- А какие качества тебе нравятся и не нравятся во взрослых?

- Не нравится, когда кричат и ругаются не по делу. Здесь таких нет.

- Хорошо, но как тебе кажется, что взрослый не должен делать никогда?

- Не должен делать ничего такого, чтобы ребенку было за него стыдно. Я много раз ошибалась в своей маме, и не хочу, чтобы с моим ребенком было так же.

- Ты сейчас обижаешься на маму?

- Нет, как можно держать обиду. Вдруг я буду такой же?

Разговор прерывает воспитательница:

- Не будешь, Даша!

Девочка продолжает:

- Я постараюсь сделать все, чтобы мой ребенок никогда не попал в детский дом, в приют. Не потому что тут плохо, тут хорошо, гораздо лучше, чем в неблагополучной семье. Просто родители должны отвечать за своих детей.

Статистика и чувства

Воспитательница предлагает мне пройти по территории и посмотреть комнаты. По дороге мне рассказывают самые разные истории - о том, как удалось предотвратить ветрянку и не допустить карантина, о том, как потрясающе некоторые дети играют на рояле, недавнем подарке волонтеров.

- Галина Викторовна, а сколько ребят вы выпустили во взрослую жизнь?

- Много, очень много. Больше 60. И, знаете, мне есть чем гордиться. Мои ребята получают образование, работают, воспитывают уже своих детей. По статистике каждый четвертый детдомовец оказывается в местах лишения свободы, у меня же цифры совсем другие. Всего двое пошли по кривой дорожке, а это значит, что есть результат моей работы. Это значит, что все не зря.

Дима-музыкант и Саша-спортсмен

Воскресенье – день, когда выпускники традиционно приезжают в гости. На этот раз в родные пенаты приехали Саша и Дима, поступившие в колледж два года назад. В свободное от учебы время Саша увлекается спортом, завоевывает награды, а Дима играет на семи музыкальных инструментах и гастролирует по области с собственной группой.

Молодые люди живут в Покрове, в квартире, купленной при поддержке благотворительного фонда «Надежда». Кроме Саши и Димы, там еще четверо молодых людей, двое из которых приезжают только на выходные, так как в остальные дни недели учатся в кадетском корпусе при юридическом институте.

-Мне есть с чем сравнивать. Я вижу, как живут другие студенты в общежитии. У нас своя семья, а что у них? – гордо спрашивает Дима.

Кастрюлька, полная надежды

Сказать откровенно, нас не хотели отпускать. "А посмотрите еще вот это! И вот это!" - слышалось постоянно с разных сторон. Уже по пути к выходу воспитательница решила показать нам парадную гостиную, где все члены огромной семьи собираются на чай и принимают  особенно важных гостей. Мой взгляд случайно упал  на кастрюлю, стоящую на парадной скатерти и резко контрастирующую с убранством комнаты.

- А что в кастрюле? – спросила я, даже не размышляя, стоит ли задавать вопрос.

Директор и воспитательница засмущались:

- У нас проблема тут. Третий день нет холодной воды. Уже звонили везде, во все службы. Какую-то трубу у них прорвало, а дети- то в чем виноваты?  Сотрудникам приходится носить воду из дома, но никто не жалуется. Мы сталкивались и с гораздо более сложными ситуациями – с широкой улыбкой ответила директор.

По дороге в Москву я размышляла, откуда берутся люди, ежедневно решающие мелкие и не очень проблемы чужих им, по сути, детей, люди с такими большими сердцами, и как могут спокойно жить кабинетные чиновники, не способные разобраться с  прорвавшейся трубой.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оценить 3
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала