Рейтинг@Mail.ru
Фильмы Григория Чухрая. Война как испытание души - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Фильмы Григория Чухрая. Война как испытание души

Читать ria.ru в
ДзенMaxTelegram
Бывали времена, когда на Каннском кинофестивале российские фильмы производили фурор. Одним из режиссеров, принесших России каннскую славу, был Григорий Чухрай. Каждый его фильм и сегодня остается искренним и человечным рассуждением о войне, исследованием человеческой природы, мужества и совести.

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

Бывали времена, когда на Каннском кинофестивале российские фильмы производили фурор. Одним из режиссеров, принесших России каннскую славу, был Григорий Чухрай. 23 мая ему исполнилось бы 90 лет.

 

В 1957 году фильм Чухрая "Сорок первый" по одноименной повести Бориса Лавренева получил специальный приз Каннского фестиваля. Лента, которую на родине чрезмерно осторожные кинофункционеры назвали "белогвардейской стряпней" и за которую Чухрая чуть не привлекли к суду (мол, съемки в пустыне "съели" слишком много средств), сделала режиссера известным по всей Европе. И не только его.

В честь Изольды Извицкой, сыгравшей снайпера Марютку, во Франции называли кафе. С обложек многих журналов смотрело ее фарфоровое, с тонкими чертами лицо. Чухрай открыл эту молодую актрису. Правда, в ее кинокарьере эта роль впоследствии так и осталась самой яркой.

Олег Стриженов, сыгравший в "Сорок первом" синеглазого красавца-поручика Говоруху-Отрока – "классового врага" и возлюбленного Марютки, был известен зрителям и до этого фильма. Но роль в ленте Чухрая определила его карьеру: за ним закрепилось амплуа героя-аристократа. Он даже чуть не сыграл князя Андрея Болконского в "Войне и мире" Сергея Бондарчука.

 

"Мы снимали фильм о гражданской войне как о великой трагедии, когда живое тело нации рвали на куски и лилась кровь", – говорил Чухрай. "Сорок первый" стал одним из символов хрущевской оттепели, когда идеологическая стужа смягчилась, и догмы сталинской эпохи потеряли свою угрожающую силу. Работая над фильмом, Чухрай определил свое кредо: рассматривать любые социальные коллизии в психологическом ракурсе, не отождествлять человека с его социальной ролью.

Он, прежде всего, исследовал душу человека, "сердечную суть", а сам по себе социальный ярлык – например, тот же "белогвардеец", – для Чухрая мало что объяснял.

 

 

"Баллада о солдате" 1959 года рассказывала о становлении молодой души в пору Великой Отечественной. Война вообще стала главной темой для Чухрая – он был фронтовиком, воевал в воздушно-десантных войсках, ВГИК закончил в 1952 году, а спустя годы написал мемуары о войне.

И снова фильм Чухрая поехал в Канны. "Баллада о солдате" получила приз в номинации "лучший фильм для молодежи", каннское жюри отметило "высокий гуманизм" картины. "Я поступал так, как подсказывало мне понимание моего долга", – потом скажет Чухрай.

История душевного взросления, любви и гибели Алеши Скворцова, история жизни, промчавшейся стремительно, – фильм, преодолевающий время и не кажущийся наивным спустя годы. Так воспринимаются притчи и легенды. И вместе с тем, жизнь молоденького солдатика Скворцова настолько реалистична и показательна, что по ней можно судить о русском характере и духе нации в пору войны, о самой войне – центральном событии 20 века и о той душевной силе, которая определяет победу над врагом – моральную и физическую.

"Скрытая теплота патриотизма" – так называл эту силу Толстой в "Войне и мире". "Простота и правда" – такой меркой он измерял любой характер, и Алеша в этом смысле – толстовский идеал.

На роль Скворцова Чухрай чуть было не взял опытного и профессионального Стриженова. Режиссеру вообще советовали сделать героя генералом – так, мол, история станет значительнее. Но Чухрай решил иначе. Режиссерская интуиция подсказывала ему: нужно передать военную жизнь в наиболее остром восприятии – восприятии мальчишки, оказавшегося на фронте почти сразу после школы. Алешу сыграл, а точнее, прожил его роль, Владимир Ивашов. Ему было тогда 19 лет. И эту судьбу воюющего мальчика – честного, чистого, наивного, мужественного – трудно сыграть лучше, чем это сделал Ивашов. Он показал, как за несколько дней пути домой (маленький отпуск был наградой за подвиг) Алеша взрослеет и начинает разбираться в жизни и в людях.

 

Прямота, порядочность, цельность характера, мужество – главное для режиссера и в герое фильма "Чистое небо" 1961 года. Летчик Астахов, которого сыграл Евгений Урбанский, во время войны побывал в плену, и ему навесили ярлык "неблагонадежного": не дают работы, исключили из партии. И все же сила характера и любовь спасают его. После смерти вождя Астахову разрешают вернуться в летный отряд и возвращают ему звезду Героя Советского Союза.

Как и в "Сорок первом", режиссер в "Чистом небе" снова опровергает заскорузлые идеологические стереотипы, изучает истинную природу человека, а не только его социальную роль. Для Чухрая главное – верность человека собственной совести, своим убеждениям.

Фильм "Трясина" 1977 года был разгромлен в газетах и одно время лежал на полке (такая же судьба оказалась и у документального фильма Чухрая "Память", который не понравился начальнику Главного политического управления генералу Епишеву). Кинофункционеры не приняли историю крестьянки Матрены, которая потеряла на войне старшего сына и теперь прячет младшего – по законам военного времени, дезертира.

Как всегда, Чухрай не судит о героях однозначно. Он выслушивает разные правды – и патриотическую, и личную, материнскую: мать пытается уберечь сына. Конфликт двух правд, ведущий к надлому, раздвоению души героини, великолепно показала Нона Мордюкова. Ее Матрена – изгой в деревне, отступница, человек, преступивший моральный закон. Но Чухрай никогда не навязывает зрителю свой приговор герою – он лишь предоставляет информацию к размышлению. С тем же кредо сегодня работает его сын, Павел Чухрай, режиссер многих фильмов, в том числе "Вора" и "Водителя для Веры".

Григорий Чухрай снимал редко, но метко. "Сорок первый", "Баллада о солдате", "Чистое небо" и "Трясина" – самые известные картины Чухрая. В его фильмографии всего восемь картин.

Сам режиссер говорил: "В брежневский период работать честно стало невозможно – началось быстрое одичание общества. А врать или говорить полуправду я не хотел".

Одна из картин – "Жизнь прекрасна" 1980 года – снята вместе с итальянцами, в ней играют Джанкарло Джаннини и Орнелла Мути. Снова Чухрай испытывает героя на прочность. Но даже если бы режиссер уже не снимал картины в 1980-е годы, в историю кино уже была вписана глава под названием "Фильмы Григория Чухрая: война и человечность". Его картины стали для молодых кинематографистов руководством по режиссуре и актерской игре. Рядом с Чухраем в истории кино оказались его учитель, Михаил Ромм, автор "Обыкновенного фашизма" и "Девяти дней одного года" – еще одного знакового для периода оттепели фильма, и Михаил Калатозов, режиссер ленты "Летят журавли", которая получила в Каннах Золотую пальмовую ветвь в 1958 году.

Чухрай многого не снял, например, фильма о Сталинградской битве. Вместо него и совсем в другом духе тему разработал Юрий Озеров, другой кинобаталист. Чухрай дал возможность снимать кино многим молодым кинорежиссерам – он руководил работой хозрасчетной экспериментальной киностудии, созданной в 1965 году. Студия выпустила фильмы "Раба любви", "Белое солнце пустыни", "Иван Васильевич меняет профессию".

Григорий Чухрай умер в октябре 2001 года. Каждый его фильм и сегодня остается искренним и человечным рассуждением о войне, исследованием человеческой природы, мужества и совести.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала