Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Фон Триера понесло. А фестиваль прогнулся

© Фото : Личный архив Юрия ГладильщиковаЮрий Гладильщиков
Юрий Гладильщиков
История с изгнанием с Каннского фестиваля Ларса фон Триера - это чушь из дурного сна. Да, Ларс фон Триер поступил очень и очень глупо. Но, объявив его персоной нон-грата, Каннский фестиваль совершил еще большую глупость, которая может серьезно подорвать его репутацию как фестиваля №1.

История с изгнанием с Каннского фестиваля Ларса фон Триера - это чушь из дурного сна. Да, Ларс фон Триер поступил очень и очень глупо. Но, объявив его персоной нон-грата, Каннский фестиваль совершил еще большую глупость, которая может серьезно подорвать его репутацию как фестиваля №1.

Все, кто видел картины фон Триера, прекрасно понимают, что он отчасти истерик и очень любит провокации. При этом (я встречался с ним в разные годы дважды) он милейший человек. Он интеллигентен, самокритичен, самоироничен. Он трудоголик, он весь в своем кино.

Но вчера его несло, как Остапа Бендера. И понятно, почему несло: потому что ему надоели идиотские вопросы на пресс-конференции. Он ведь много чего наговорил еще до слов про Гитлера, нацистов и евреев. Он, например, сказал, что его фильм "Меланхолия" (печальная история о конце света глазами одной конкретной семьи) - это комедия. Вот когда он снимет трагедию - тогда все наконец поймут, что такое настоящая трагедия. Но до трагедии он сделает религиозное порно - и обязательно с Кирстен Данст, которая раскрылась в "Меланхолии" и готова теперь на все. Причем между порноэпизодами будут вставлены длинные умные разговоры, чтобы фильм растянулся часа на четыре и каннская пресс-конференция по его поводу началась не так рано (достала его эта пресс-конференция - неужели непонятно?)

Говоря про евреев, он (долгое время сам считавший себя евреем, пока мать не открыла ему тайну о том, что у него другой отец) первым делом сказал, что разочароваться в евреях его заставила встреча с режиссером Сюзанной Биер (той самой, что получила в этом году иностранный "Оскар" за фильм "Месть"). Ребята, окститесь! Этот фильм - кажется, я напоминаю об этом первым, - сделан на его студии Zentropa. Он стебался! Но стебался опасно, сам того не понимая.

И тут провокатор поддался на провокацию. Когда раздался очередной глупый (а может, наоборот, хитро продуманный вопрос), отчего его фильм вдохновлен нацистским искусством (хотя - фон Триер говорил об этом до премьеры - он вдохновлен немецким романтизмом, который особенно ощутим в фильмах не кого-нибудь, а итальянца Висконти; оттого за кадром и Вагнер), он сорвался. И ответил идиоту из зала так, как, сорвавшись, ответили бы многие люди с умом и склонностью к иронии: потому что я нацист. Мы, нацисты, сказал он... и его понесло окончательно. На записи пресс-конференции видно, что Триер сам уже хочет выпутаться из своего дурацкого монолога, да не знает как.

Я сегодня разговаривал со многими людьми из разных стран - были и те, кто возмущен вчерашними высказываниями фон Триера до глубины души, но в основном все похохатывали. И говорили о том, что он дурак, поскольку теперь фильму ничего не светит, и он как минимум лишил актерского приза Кирстен Данст. Да, он действительно дурак: сам все разрушил в связи со своим фильмом - точно так же, как героиня Кирстен Данст сама разрушает в первой части "Меланхолии" и семью, и карьеру.

Вообще: какой он нацист? Он такой же нацист, как мы с вами. Посмотрите его картины! Художника надо судить по его работам, а не его трепотне. Вы видите в его картинах нацизм? Чушь собачья!

Вчера казалось, что опасную ситуацию удалось разрулить: фестиваль потребовал от Триера извинений. Триер извинился. Фестиваль выступил с официальным (кстати, очень обтекаемым по отношению к фон Триеру) заявлением, в котором было сказано, что извинения приняты и впредь фестиваль не допустит ничего подобного. При этом в заявлении даже не говорилось о том, что стало причиной скандала.

Но вчера же, сразу после пресс-конференции, мировая пресса, от которой в Канне требуют жареного, понеслась передавать в свои редакции материалы с заголовками "Фон Триер объявил, что он нацист и обожает Гитлера". Латышская коллега, находившаяся в тот момент в пресс-центре, рассказала мне сегодня, что видела эти заголовки буквально на всех компьютерах - во всех этих заметках с пометкой "срочно!". Безобразие дошло до самого что ни на есть омерзительного предела, потому что лично я только что нашел в русскоязычном интернете статью про то, что фон Триер в Канне призывал убивать евреев. Сюзанна Биер, которую упомянул Триер, превращена там в Сюзанну Бар - фигуру совсем иного идеологического типа, позволяющего отстегать Триера еще сильнее. Ну что же за гадость такая?

Кроме того, на фестиваль стали давить различные общественные и политические организации. И фестиваль струсил.

Убийство фон Триера, которое сегодня фактически совершил Каннский фестиваль, на радость всем, кто истово ненавидел режиссера за то, что он истинный гений, за то, что постоянно бросает вызов себе и другим, за то, что не подчиняется правилам и меняет их, как ему угодно. За то, что он другой.

Но я боюсь, что это убийство сможет заодно стать и самоубийством Каннского фестиваля. Он изгнал режиссера, который уже лет двадцать был его лицом, был символом каннского радикализма.

И хочет Канн того или нет, но он теперь будет восприниматься (не всеми, конечно, но многими лучшими режиссерами) как фестиваль - потенциально - подцензурный и продавливаемый.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рекомендуем
Президент РФ Владимир Путин
Путин бросил ручку на стол во время совещания
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала