Николай Троицкий
Пятнадцать лет назад наша страна как бы вступила в цивилизованную семью гуманных народов. Президент Ельцин издал указ "О поэтапном сокращении применения смертной казни". Потому, что без этого указа Россию не брали в Совет Европы.
Все было сделано в духе наших старинных традиций: половинчато и поэтапно. Как рубили кошке хвост. Смертную казнь полностью не отменили. Но обещали не применять. На высшую меру социальной защиты в виде расстрела наложили суровый и решительный мораторий. И соблюдают его до сих пор, чтобы из Совета Европы не выгнали. Но к шестому протоколу европейской конвенции присоединяться и ратифицировать его не спешат.
Народ отмены смертной казни не одобряет. Так бывает везде и всегда. Население любит простые решения и чрезмерной гуманностью не грешит. Да в последнее время почему-то принято проявлять гуманность, в основном, к преступникам, а не к жертвам.
Уроки истории и мировой опыт доказывают, что никакие казни египетские, никакие репрессии и расстрелы преступность не истребят. Да и подобает ли в XXI веке содержать на госслужбе убийцу и палача?
Но на это можно и возразить: с какой стати нам за счет бюджета кормить пожизненно и содержать злодеев и извергов рода человеческого? Потому-то не только тоталитарные режимы, но и "светочи демократии", американцы считают возможным таких извергов уничтожать.
Очевидно, уверены, что при их правосудии не бывает судебной ошибки, потому что при смертной казни исправить ее нельзя. Но, быть может, лучше сделать так, чтобы ни один невинный не пострадал, даже если какой-нибудь виновный вдруг останется без наказания?
Не родился еще мудрец, у которого есть ответ на этот риторический вопрос.