Рейтинг@Mail.ru
Каннское "поехали" - РИА Новости, 12.05.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Каннское "поехали"

© Фото : Личный архив Юрия ГладильщиковаЮрий Гладильщиков
Юрий Гладильщиков
Читать ria.ru в
Дзен

Церемонии открытия каннского фестиваля - не чета пафосным московским. Обычно они строги, лаконичны, протокольны. Умещаются минут в пятнадцать-двадцать: представление жюри, показ нарезки из фильмов президента жюри - и под занавес какой-нибудь необычный концертный номер. Но в этот раз церемония затянулась на добрый час - и было с чего.

В 1990-е церемонии открытия и закрытия Каннского фестиваля неизменно вела великая актриса Жанна Моро. Она чувствовала себя такой хозяйкой вечера, что перед ней пасовали все президенты жюри. Помню, как она жестко строила на какой-то церемонии не кого-нибудь, а самого Клинта Иствуда. Слово он получал лишь после того, как она милостиво (но по-царски милостиво) окликала его низким голосом: "Мсье президан!". В 2000-е ведущие церемоний ежегодно меняются. Но - это еще одна каннская традиция, о которых мы много говорили в прошлый раз, - это всегда женщины. Единственным исключением был в 2000-е Венсан Кассель, который провел свои церемонии открытия и закрытия очень здорово, аристократично, но второго шанса от дирекции фестиваля отчего-то не получил. В этот раз ведущей была Мелани Лоран - хорошая актриса и симпатичная девушка, которую, тем не менее, никто толком не знал, пока она не снялась в "Бесславных ублюдках" Тарантино. Вот он, каннский авторитет Тарантино.

А церемония затянулась по двум причинам. Во-первых (чего, кажется, никогда не бывало), на ней продемонстрировали архивное кино - отреставрированную цветную версию знаменитейшего фильма Жоржа Мельеса "Путешествие на Луну", снятого в 1902 году. Это крайне интересная история. Мельес, который разрабатывал и использовал такие спецэффекты, что предопределил развитие кино на полвека вперед, фактически сделал первый в мире блокбастер. Первый фильм, который стал объектом внимания пиратов - да, собственно, и породил кинопиратство. В момент выхода "Путешествие на Луну", длина которого около четырнадцати минут, считался большим - как теперь говорят "полнометражным" - фильмом. Его выпустили почти одновременно во Франции и США, причем в двух версиях: черно-белой и цветной (раскрашенной вручную). Цветная версия считалась уничтоженной: в 1913 году Мельес, сделавший примерно 520 (!) картин, попытался сжечь их негативы. Сохранился только черно-белый вариант "Путешествия". Заметьте: у нас раскрашивают старые классические черно-белые фильмы. В киноманской Франции никому и в голову не пришло заново разрисовать "Путешествие на Луну", хотя все знали, что фильм был разрисован. Ведь это была бы не та, не авторская, нечестная версия. Но в 1993 году единственную цветную копию вдруг нашли в одном из архивов Барселоны. Ее до такой степени истрепало время, что демонстрировать ее было невозможно. Прикоснись - рассыпается в прах. Но теперь, с помощью новейших технологий, ее-таки воссоздали. Процесс, между прочим, занял целых два года.

Во-вторых, на церемонии открытия было уж слишком много звезд, которых следовало представить особо (о тех, что сидели в зале - от Бандераса до Клаудии Кардинале - и не говорю). В одном только фестивальном жюри, которое возглавляет Роберт Де Ниро, такие фигуры, как режиссеры Джонни То и Оливье Ассаяс, актеры Джуд Лоу и Ума Тёрмен, которую у нас неизменно и тупо именуют Турман, словно она порода голубя. Удивительная женщина! Когда всё жюри выстраивается в ряд, она возвышается над всеми - даже мужчинами - как минимум на полголовы.

Многих звезд привел с собой Вуди Аллен - о его фильме открытия фестиваля "Полночь в Париже" мы написали вчера. На фестиваль приехали: Оуэн Уилсон, оскаровский лауреат Эдриен Броуди, Майкл Шин (если кто не помнит, он играл британского премьер-министра Тони Блэра в фильме "Королева"), Рейчел Макадамс (звезда недавнего фильма про Шерлока Холмса - не теле-, а кинофильма) и популярная во Франции Леа Сейду.

Кроме того, на церемонии чествовали двух мастеров кино: итальянского режиссера Бернардо Бертолуччи (последнего и самого молодого из когорты итальянских классиков, в которой и Росселлини, и Феллини, и Висконти, и Антониони) и американскую актрису Фэй Данауэй, которая изображена на официальном плакате нынешнего каннского фестиваля. В Канне есть особая программа старых звездных фильмов Cannes Classics. Сегодня в 22.00 по московскому времени Фэй Данауэй лично представит в рамках этой программы фильм знаменитого в 1970-е годы режиссера Джерри Шацберга Puzzle of a Downfall Child (у нас нет официально признанного перевода названия), в котором и сотворила образ, послуживший основой для каннского плаката 2011 года.

Главное после церемонии: сегодня начинаются показы конкурсных фильмов. Первый фильм (его удалось посмотреть накануне) - очень и очень странный. Дебютная лента австралийки Джулии Ли называется Sleeping Beauty - "Спящая красавица". Это полупритча-полутриллер - про студентку, которая ради денег, необходимых на обучение, соглашается на дикую работу - спать под воздействием разных препаратов. Что с нею будут делать во время сна, она не знает и знать не имеет права: это карается различными наказаниями. Фильм философский и в меру извращенный. Ну что же: в Канне любят нестандартное кино.

P. S. Сегодня открывается Русский павильон. В Канне параллельно с фестивалем действует гигантский кинорынок, на котором присутствуют представители всех главных производственных и прокатных кинокомпаний со всего мира. Но кроме того, многие страны имеют и свои национальные павильоны. Русский появился, кажется, позже других (уж точно позже американского), всего-то года четыре назад. В этот раз он обещает рекламировать многие новые кинопроекты. Насколько успешной окажется реклама - оценим по ходу дела.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала