Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Выступление президента США Барака Обамы на границе США и Мексики насчет легализации иммигрантов - это, конечно, предвыборная акция, но одновременно и яркий эпизод того, что происходит буквально со всем нашим миром: перемещение все больших человеческих масс, которое не может остановить даже Америка.
И, кстати, самые запоминающиеся слова были Обамой сказаны именно на эту тему - тему невозможности остановить миграцию. "Они хотели забор. Ну, что ж, он почти завершен. Может быть, теперь им нужен ров с водой. Может быть, им нужны аллигаторы во рву".
Немного политиканства не помешает
"Они" - это республиканцы, которые требовали от демократической администрации "закрыть границу" с Мексикой и, соответственно, со всей Южной Америкой. Ну, и каков результат? У нас 20 тысяч человек сторожат границу, напомнил Обама, это вдвое больше, чем в 2004 году. И сами же республиканцы говорят, что "прикрыто" только 44% этой границы длиною в 2 тысячи миль. Сколько же тысяч пограничников там нужно?
В такой ситуации можно было бы вести дискуссию насчет того, какая администрация лучше, а какая хуже умеет держать границу на замке. Но самое интересное как раз в том, что Барак Обама - кандидат на второй президентский срок - проделывает нечто совсем иное. Он намертво загоняет республиканцев в положение консервативной партии, думающей только о том, чтобы все было "как раньше". А себя и свою партию делает носителем базовой, ключевой американской ценности, которая - пусть теоретически - состоит в том, что Америка - не Европа, где родилась и сейчас умирает идея "одна нация - одно государство". Америка - земля для всех, независимо от цвета кожи и языков.
В Европе, где самый серьезный оппонент Николя Саркози во Франции - это националистка Ле Пен, и в других странах континента антииммигрантские партии только крепнут, общество не то, что в США. Европа только-только начала понимать, что она уже не хочет "чужих". Там Обама бы побоялся сделать то, что он устроил в этот раз в Эль-Пасо.
Хотя, а что, собственно, он такого уж сделал? Часть критики в его адрес (по поводу поездки на мексиканскую границу) как раз и состоит в том, что он лишь высказал несколько мыслей, но не предложил никаких конкретных мер, никаких законопроектов.
С другой стороны, мысли таковы, что даже просто высказать их вслух - уже событие. Обама предлагает легализацию и американское гражданство для всех, кто перешел в свое время вот эту и другие границы.
А это, между прочим, целых 25 миллионов человек. Параллельная, "теневая" Америка, живущая вне закона или по своим законам.
Если подходить к делу исключительно как мелкий политикан, то нетрудно выстроить в голове схему: Обама, американец в первом поколении (папа из Кении, сын уже родился в США), хочет превратить 25 миллионов нелегалов в 25 миллионов своих избирателей. И даже если республиканское большинство в Конгрессе ему это дело перекроет, то все равно продолжится то, что и привело этого президента к власти - "неголосующая Америка" пойдет голосовать. Латиноамериканцы точно пойдут.
Но в том-то и дело, что картина куда интереснее.
Иммиграция - не проблема, а спасение
Конечно, это не пустяк - признание со стороны державы с громадными силовыми ресурсами, что контролировать въезд людей попросту невозможно. Куда уж тут прочим. Но вот говорить вслух, что постоянный приток в страну (любую страну) иммигрантов - залог ее экономического выживания, вот это уже другое дело. Не всякий так скажет в открытую.
Тем не менее, в США - по крайней мере, среди демократов - это вполне нормальная мысль. Дело не в самой даже истории создания США как общества иммигрантов, а во вполне сегодняшней реальности. Америка испугалась Китая, который, может, еще не стал первой экономикой мира, но по производству (то есть без сферы услуг) обогнал США в 2010 году.
А сейчас картина выглядит хотя не очень просто, но с просветом для Америки. В Китае растут зарплаты и сокращается численность рабочей силы. А в США обесценивается доллар (что помогает экспорту) и повышается эффективность производства. Правда, во многом за счет автоматизации. Зато экономисты там сейчас обнаружили, что все-таки производство - а не только одни банки - хорошая штука, поскольку образует вокруг себя целый шлейф смежных отраслей. В которых нужны люди.
Удивительно: в США сейчас главная проблема - это безработица. Но очень мало кто считает, что проблемы иммиграции и безработицы вообще как-то связаны. Все понимают, что проблема тут структурная. И более всего волнует людей нечто иное. Не руки, а мозги. Обама в Эль-Пасо упоминал талантливых студентов, которым вот прямо сейчас бы дать американское гражданство, а то "мы учим их для того, чтобы создавать рабочие места нашим конкурентам". В общем, назревает довольно внятная новая политика по возвращению в США производств и связанных с ними мозгов и инноваций. И для этого требуются иммигранты.
Вызов для всех
И напоследок - несколько замечаний насчет последствий происходящего в США.
Например, такое: пока нет никаких единых и общих представлений насчет "правильной" политики в отношении мигрантов. США тянут в одну сторону, европейцы - в другую. Дискуссия впереди, хорошо хоть, что многие вещи, о которых не так давно говорить было не принято, начинают обсуждать вслух, не обзывая при этом противников маргиналами и прочими словами.
Далее, после сентября 2001 года казалось, что главная мировая проблема - это терроризм и возможная война между исламом и христианством. А сейчас кажется, что все-таки это миграция. И опять же, никакого международного консенсуса тут нет. Кроме одного: въезжают все и везде. Не только в США, не только в Европу или Россию. А, например, в Таиланд постоянно ехали лаосцы, сейчас - все больше людей из Бирмы. И круг проблем в целом тот же, что где-нибудь в Европе. Но масштабы процесса растут - и в целом международная политика и экономика все больше будут связаны с этими "мигрантскими" вопросами. Тем более что полицейскими мерами и "границами на замке" вопрос все равно не решишь - аллигаторов не хватит.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

