День герба и флага города Москвы установлен законом от 22 сентября 2004 г. "О праздниках города Москвы" в целях развития городских традиций. Праздник отмечается ежегодно 6 мая.
Герб города Москвы представляет собой изображение на темно-красном геральдическом щите развернутого вправо от зрителя всадника – Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне, поражающего золотым копьем черного Змия.
Современный герб города основан на историческом гербе, утвержденном Екатериной II 20 декабря 1781 г.: "в червленом поле Святой Великомученик и Победоносец Георгий на белом коне, поражающий копьем черного дракона".
В 1883 г. герб обрел внешние украшения в соответствие с реформой барона Бориса Кене: "В червленом щите Святой Великомученик и Победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазоревой приволоке (мантии) на серебряном покрытом багряною тканью, с золотой бахромою, коне, поражающий золотого с зелеными крыльями дракона золотым с осьмиконечным крестом наверху копьем. Щит увенчан императорскою короною. За щитом два накрест положенные золотые скипетра, соединенные Андреевскою лентою".
Исторический герб стали опять использовать в 1991 г., когда художник Константин Иванов предложил свой эскиз (где всадник внешне походил на грека), но герб тогда утвержден не был, хотя и использовался неофициально.
Официально герб был восстановлен только в 1993 г. распоряжением мэра Москвы, новый эскиз герба, который используется и сейчас, выполнил тоже Константин Иванов.
Согласно Закону "О флаге города Москвы" флаг Москвы представляет собой темно-красное прямоугольное полотнище с двусторонним изображением в центре развернутого от древка основного элемента герба города Москвы – Святого Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем Змия.
Святой Георгий считается покровителем Москвы. Это один из наиболее известных святых в христианском мире, а в некоторых странах (например, в Грузии и Англии) самый почитаемый. Претерпевший особо тяжелые страдания за Христа, Георгий причислен к лику великомучеников и, как победитель в духовной брани, именуется Победоносцем. Позднее этот эпитет был переосмыслен в связи с победой Георгия над змеем. Убив чудовище, Георгий, согласно легенде, избавил от верной гибели дочь правителя, которой надлежало стать очередной жертвой змея.
"Чудо о змии" получило аллегорическую трактовку, став символом торжества христианства над язычеством или победы христианина над страстями.
На Руси почитание святого Георгия пришло из Византии вместе с принятием христианства. Сын святого Владимира Великого, князь Ярослав Мудрый первым принял крещение с именем Георгий, положив традицию почитания святого Георгия Победоносца на государственном уровне. Согласно византийскому обычаю изображать на монетах и печатях как самого правителя, так и его святого покровителя, на монетах Ярослава Мудрого впервые появляется пеший образ святого Георгия.
Для Москвы судьбоносное событие произошло в конце ХI века, когда киевский князь Владимир Мономах нарек своего новорожденного сына Юрием – так святой Георгий Победоносец стал небесным покровителем основателя Москвы князя Юрия Долгорукого.
На его печати был изображен святой Георгий пешим и вынимающим меч – еще без змия. Предание гласит, что однажды по дороге из Киева во Владимир Юрий Долгорукий остановился в гостях у боярина Кучки; прогневавшись за непочтительный прием, велел казнить его, но, возлюбив его прекрасные владения, повелел поставить там город Москву. И будто бы дал в ее герб образ своего небесного покровителя – всадника, попирающего копьем змия.
Однако историки до сих пор не пришли к общему мнению, когда именно Георгий Победоносец появился в государственной символике.
Считается, что эмблема святого Георгия как московский великокняжеский знак впервые появилась при старшем брате Ивана Калиты князе Юрии Даниловиче – как его небесного патрона. Образ пешего змееборца (воина, замахнувшегося мечом на змия) в Московском княжестве встречался на монете великого князя Ивана II Красного, сына Ивана Калиты. На печати Дмитрия Донского появился первый образ конного всадника с копьем.
На печати его сына Василия I тоже изображен всадник с копьем, направленным острием вниз, и с тех пор этот символ утвердился в качестве московской эмблемы, став наследственным. На монетах Василия II, внука Дмитрия Донского, появляется отчетливое изображение всадника, поражающего копьем змия в раскрытую пасть, напоминающее иконографию "Чуда святого Георгия о змие".
Историк Владимир Муравьев, исследовавший историю московского герба в книге "Легенды древней Москвы", считает, что здесь определенно узнается святой Георгий и что с этого времени – середины XV века – образ святого Георгия Победоносца становится устойчивым символом московского князя и Московского княжества. А при Иване III изображение всадника обретает свой окончательный, классический вид.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников