4 мая исполняется 80 лет пианисту, композитору, одному из крупнейших дирижеров XX века Геннадию Рождественскому.
Один из крупнейших дирижеров XX века, пианист, композитор, Народный артист СССР Геннадий Николаевич Рождественский родился 4 мая 1931 г. в Москве в семье дирижера, профессора Московской консерватории Николая Павловича Аносова и певицы (сопрано) Натальи Петровны Рождественской.
С раннего детства родители занимались с ним музыкой, разучивая ноты и развивая его музыкальный слух.
С 1945 по 1947 г. Рождественский учился в Музыкальной школе им. Гнесиных по классу фортепиано у Елены Гнесиной. В 1949 г. окончил Центральную музыкальную школу при консерватории как пианист по классу Льва Оборина и поступил в 1950 г. к нему же в Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского. Параллельно занимался дирижированием под руководством отца. В 1954 г. окончил консерваторию, в 1957 г. - аспирантуру.
В консерваторские годы Рождественский руководил студенческим оркестром, тогда же началась его гастрольная деятельность. С программой из произведений Чайковского он выступал в Ленинграде, в 1951 г. студенческий оркестр под его управлением принял участие в берлинском Фестивале молодежи и студентов, а в 1953 г. этот же оркестр стал победителем фестивального конкурса в Бухаресте.
Будучи студентом консерватории, он в 1951 г. стажировался в Большом театре, в том же году, пройдя отборочный конкурс, Геннадий Рождественский был принят балетным дирижером Большого театра и проработал в этом качестве до 1960 г.
В 1965-1970 гг. он был главным дирижером Большого театра. Под его руководством оркестр театра сыграл около 40 опер и балетов.
Дебютировав балетом Петра Чайковского "Спящая красавица " (1951), Геннадий Николаевич принимал участие в постановках балетов "Конек-горбунок" Родиона Щедрина (1960), "Кармен-сюита" на музыку Жоржа Бизе и Родиона Щедрина (1967), "Щелкунчик" Петра Чайковского (1966), "Спартак" Арама Хачатуряна (1968), "Война и мир" Сергея Прокофьева. Геннадий Рождественский впервые на русской сцене поставил целый ряд оперных спектаклей, среди которых "Человеческий голос" Пуленка и "Сон в летнюю ночь" Бриттена.
Одновременно, в 1961-1974 гг. он руководил Большим симфоническим оркестром Центрального телевидения и Всесоюзного радио.
В 1974-1985 гг. Рождественский работал музыкальным руководителем Московского музыкального камерного театра Бориса Покровского, в сотрудничестве с которым возродил к новой жизни оперы "Нос" Дмитрия Шостаковича и "Похождение повесы" Игоря Стравинского.
В 1978-1983 гг. он снова работал в Большом театре в качестве оперного дирижера и одновременно возглавлял в качестве приглашенного режиссера симфонический оркестр Британской радиокорпорации "Би-би-си" в Лондоне (1978-1981) и Венский симфонический оркестр (1981-1982).
В 1982 г. Геннадий Рождественский основал Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР и до 1992 г. был его главным дирижером. Десять лет руководства этим коллективом стали временем создания уникальных концертных программ (монографические концертные циклы "Антон Брукнер и его время", "Богуслав Мартину и чешская музыка ХХ века" и др.) и создания комплектов записей, включающих все симфонии Антона Брукнера, Густава Малера, Александра Глазунова, Дмитрия Шостаковича.
К середине 1970-х гг. Геннадий Рождественский стал одним из самых авторитетных дирижеров Европы.
С 1974 по 1977 гг. он был дирижером, а затем, с 1992 г., главным дирижером Стокгольмского Королевского филармонического оркестра, позднее руководил Берлинским филармоническим оркестром, Королевским оркестром Концертгебау (Амстердам), симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда и другими коллективами. Был главным дирижером оркестра "Венские симфонисты" (1980-1982).
Постоянный дирижер Лондонского Королевского филармонического оркестра и работающий дирижер Токийского оркестра "Иомиури".
Геннадий Рождественский - почетный член Шведской Королевской академии (1975) и Почетный академик Королевской академии музыки в Лондоне (1984).
Выступая со многими ведущими оркестрами мира, он исполнил более 300 произведений впервые в России и более 150 - впервые в мире.
С сентября 2000 г. по июнь 2001 г. Геннадий Рождественский занимал пост художественного руководителя Большого театра, разработав за это время для театра ряд проектов и подготовив мировую премьеру оперы "Игрок" Сергея Прокофьева во второй авторской редакции.
В репертуаре Рождественского наряду с классическими широко представлены произведения современной музыки. Он первым познакомил слушателей с некоторыми ранее не исполнявшимися произведениями Шостаковича, Прокофьева. Из прокофьевской музыки к спектаклям "Евгений Онегин", "Борис Годунов" и кинофильму "Пиковая дама" Рождественский сделал сюиту "Пушкиниана".
Он регулярно знакомит аудиторию с образцами современной зарубежной музыки, среди которых сочинения Хиндемита, Шёнберга, Берга, Мартину, Пуленка, Мийо, Ибера, Онеггера и других композиторов, а также с новыми произведениями русских современных композиторов Шнитке, Денисова, Щедрина.
В 2001 г. в Большом зале консерватории состоялась премьера оратории Рождественского "Заповедное слово русскому народу" на слова Алексея Ремизова.
Геннадий Рождественский является автором цикла передач на радио и телевидении. В 2005 г. он подготовил цикл передач на московском телевидении о выдающихся дирижерах ХХ века ‑ Леониде Стоковском, Игоре Стравинском, Игоре Маркевиче, Пьере Монтё, Эрнесте Ансерме, а также цикл радиопередач "Геннадий Рождественский дирижирует оркестрами мира" на радиостанции "Орфей".
Геннадий Рождественский ежегодно проводит свои авторские циклы с участием Академической симфонической капеллы России, художественным руководителем и главным дирижером которой является Валерий Полянский. По традиции, Рождественский сопровождает исполнение своими комментариями. Так, в 2008 г. свой ежегодный авторский цикл он посвятил творчеству австрийского композитора Франца Шуберта.
На протяжении многих лет Рождественский ведёт педагогическую работу. С 1974 г. он с перерывами преподает на дирижерском факультете кафедры оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории, с 1976 г. - профессор, с 2001 г. - заведующий кафедрой оперно-симфонического дирижирования.
Постоянная и важнейшая сторона педагогической деятельности Рождественского – концерты с оркестром и хором консерватории, в том числе исполнение студентами оперы Чайковского "Евгений Онегин", Мессы h‑moll Баха и др.
Рождественский - автор нескольких книг о музыке и дирижерском искусстве: "Дирижерская аппликатура" (1974), эссе о музыке "Мысли о музыке" (1975), "Преамбулы" (1989), аналитических работ об оркестровке, а также книги воспоминаний "Треугольники" (2001).
С участием дирижера было выпущено более 700 дисков и пластинок с записями симфоний Гайдна, Бетховена, Брамса, Брукнера, Чайковского, Сибелиуса и многих других композиторов.
Рождественский - лауреат множества российских и иностранных наград. Он - Народный артист СССР (1976); лауреат Ленинской премии (1970), Герой Социалистического труда (1990), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1995).
Награжден орденами Трудового Красного Знамени и "За заслуги перед Отечеством" IV (2001) и III (2007) степени.
Кавалер Ордена "Кирилла и Мефодия" (Болгария, 1972), Кавалер Ордена Восходящего Солнца (Япония, 2002), Офицер Ордена "Почетного Легиона" (Франция, 2003).
Он награжден Гран-при фирмы Chant du Mond, дипломом Академии Шарля Кро в Париже (за исполнение всех симфоний Прокофьева; Париж, 1969).
Супруга Геннадия Рождественского - известная пианистка Виктория Постникова. Сын - скрипач Александр Рождественский.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.