Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сумасшедший гений фон Триера

Читать ria.ru в
"Мне скучно, бес", - говорил Фауст Мефистофелю. Ларс фон Триер с полным на то основанием мог бы сообщить князю Тьмы, что ему страшно. 30 апреля самому скандально известному датскому кинорежиссеру исполняется 55 лет.

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.

"Мне скучно, бес", - говорил Фауст Мефистофелю. Ларс фон Триер с полным на то основанием мог бы сообщить князю Тьмы, что ему страшно. 30 апреля самому скандально известному датскому кинорежиссеру исполняется 55 лет. Впрочем, юбиляр давно уже перешагнул рамки национального кино, став достоянием мирового кинематографа.

Правил не существует

Его фильмы шокируют и одновременно завораживают. В них причудливым образом переплетается вычурная метафористичность стиля и одновременно простота построения кадра и существования в нем актеров.

Мрачная красота лент фон Триера уже много лет эпатирует широкую общественность, тщетно пытающуюся понять правила игры этого мастера. Но их не существует: у Триера они все время меняются. Он может снять все: комедию, драму, триллер, фильм ужасов с элементами порнографии. И объединять их будет только общее имя создателя этих лент.

С первых же своих работ он был замечен критикой и отмечен наградами многих европейских кинофорумов. Например, его дипломная работа "Картины освобождения" получила главную награду на Мюнхенском фестивале, а первый опыт в большом кино, "Элемент преступления", был отмечен призами сразу на нескольких фестивалях – в Каннах, Чикаго и Мангейме.

Одни считают его гением, другие – провокатором или даже сумасшедшим. Сам Триер не отказывается ни от чего.

"Когда ты болеешь, другим тоже должно быть очень, очень плохо", - охотно делится мастер киноэпатажа своими ощущениями с журналистами.

В его работах можно различить влияние именитых коллег, например, Андрея Тарковского, Ингмара Бергмана или Карла Теодора Дрейера. Но фон Триер уже давно сам стал культовым. В частности, именно с его легкой руки, многие европейские, да и американские коллеги, отбросили традиционный способ съемки, перейдя на ручную кинокамеру.

Без студий и павильонов

В частности, знаменитая "Ведьма из Блэр: курсовая с того света" (1999) - малобюджетный американский фильм ужасов, стилизованный под документальную ленту, снятый на ручную, дрожащую в руках оператора камеру, и неожиданно собравший в мировом прокате 248 миллионов долларов – в каком-то смысле детище интеллектуального манифеста фон Триера "Догма 95". В 10 пунктах этого документа-воззвания Ларс и трое его датских коллег (Томас Винтерберг, Кристиан Левринг и Серен Краг-Якобсен) сформулировали для себя и последователей правила интуитивного кинематографа, в котором сюжет и персонажи более важны, чем техника и стилистика съемки.

Манифестом запрещалось использовать реквизит и декорации, а действие предписывалось снимать только на натуре. Безо всяких студий или павильонов.

Помимо ручной камеры, предлагалось отказаться от оптических эффектов или фильтров. Жанровое кино воспрещалось, как впрочем, и сюжеты, где действие происходит в другую эпоху или другой стране. Плюс имя режиссера не должно было фигурировать в титрах.

Фон Триер не был бы собой, если бы строго следовал сформулированным правилам. В частности, на съемках одного из самых страшных и скандальных своих фильмов, "Антихрист" (2009), ему пришлось поступиться многими своими "догматическими" привычками. В частности, самому стоять за камерой и на площадке контролировать процесс съемки, общаясь непосредственно с актерами. Из-за сильнейшей депрессии, в которой пребывал маэстро, он был вынужден наблюдать за происходящим по режиссерскому монитору. В одном из интервью фон Триер рассказал, что "попробовал, но ничего не получилось. Я был в настолько плохом состоянии, что меня все время трясло, и кадры получались полностью смазанными".

Сумасшествие и высокомерие одновременно

Кстати, он вовсе не сын фон Триера. Спустя много лет его мать (о которой он как-то сказал, что она была "возможно, последним коммунистом, верным Москве") перед своей смертью сообщила ему, что его настоящим отцом был некий Фриц Михаель Хартман. История вполне в духе персонажей кинорежиссера, чей приемный отец был человеком со странными привычками (например, любил пожимать руки манекенам в магазинах готовой одежды). Аристократическую же приставку "фон" к своей фамилии юный Ларс взял, еще учась в институте. "Я люблю такие штуки. Сумасшествие и высокомерие одновременно" - позднее пояснил этот шаг режиссер.

Надо отметить, что на показе его "Антихриста" на Каннском фестивале-2009 несколько зрителей упали в обморок от увиденного.

И было отчего: главная героиня этого фильма ужасов (ее сыграла актриса Шарлотта Генсбур), избивает мужа арматурой, просверливает ему ногу и сквозь дыру закрепляет тяжелый точильный круг, чтобы не сбежал. Бьет его ножницами в спину, после чего супруг ее душит и сжигает тело.

Тем не менее, Генсбур получила приз за лучшую женскую роль, а сам фильм в Дании был встречен, в основном, благожелательно. Похоже, что все привыкли к выходкам и провокациям датского гения, который снял в 1998 году в стиле "догмы" один из самых провокационных фильмов в своей карьере – "Идиоты" (о группе датчан, изображающих умалишенных; в картине есть откровенная порнографическая сцена).

Никогда ничего не объясняйте

Угнетенное душевное состояние для нашего героя не есть что-то из ряда вон выходящее. Скорее, это является для него своего рода творческой лабораторией, в которой он черпает свои сюжеты и образы. Зачастую весьма кровожадные, женоненавистнические или антиамериканские. И это периодически приводит к цензурированию его лент в разных странах, куда, впрочем, он, будучи затворником, не любит ездить.

По сути дела, Ларс фон Триер всю жизнь снимает один фильм. Про самого себя. Не случайно он часто снимается в своих картинах. Как, например, в "Эпидемии", где он сыграл роль режиссера по имени Ларс, который вместе со сценаристом пишет сценарий фильма-катастрофы об охватившей весь мир чуме.

Кто он, этот живой классик? Великий режиссер или манипулятор и провокатор, издевающийся над зрителем?

Сам он не считает нужным пускаться в подробные объяснения: "Если бы какой-нибудь из моих любимых режиссеров начал объяснять свои фильмы и извиняться, я был бы весьма разочарован. Фильм должен иметь возможность выступать в качестве самостоятельного высказывания".

Главное для него в другом – многие годы он держит аудиторию в напряжении. И в этом, наверное, и есть предназначение Ларса фон Триера.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала