Ежегодно в пятницу Светлой седмицы (Пасхальной недели) Православная Церковь совершает празднество обновления храма Богородицы, называемого "Живоносный Источник", а также Ее одноименной иконе. В 2011 г. празднование выпадет на 29 апреля (16 апреля по старому стилю).
В этот день, по традиции, к пасхальной службе добавляется служба Пресвятой Богородице в честь обновления храма, именуемого "Живоносный источник".
В пятницу Светлой седмицы после Литургии в православных храмах обычно совершается водосвятный молебен перед иконой Божией Матери "Живоносный источник", а после чина водоосвящения совершается пасхальный крестный ход.
Празднование установлено в память реставрации храма в Константинополе, именуемого "Живоносный Источник", а также чудес, совершенных в этом месте.
Как гласит легенда, в V веке в Константинополе, близ так называемых "Золотых ворот", находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице, в которой был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.
По преданию, в 450 г. воин Лев Маркелл, будущий император, встретив в этом месте заблудившегося слепца, помог ему выбраться на тропинку и устроиться в тени. В поисках воды для выбившегося из сил путника он услышал голос Богородицы, повелевающей найти заросший источник и помазать тиной глаза слепому. Когда Лев исполнил повеление, слепой немедленно прозрел. Божия Матерь предрекла также Льву, что он станет императором, и через семь лет предсказание это исполнилось.
Это чудо совершилось при императоре Маркиане (391–457), которого сменил Лев Маркелл (457–473).
Когда Лев стал императором, он, вспомнив о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев I назвал этот родник "Живоносным источником". Так же была названа и икона Богородицы, написанная для новой церкви.
На иконе Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображены над громадной каменной чашей, стоящей в водоеме, наполненного животворной водой. У водоема находятся страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами, которые пьют эту живительную воду и получают различные исцеления.
Первоначально образ Богородицы именуемый "Живоносный Источник" распространялся в списках без изображения источника. Затем в композицию была включена чаша (фиала). В более поздние времена стали изображать на иконе также водоем и фонтан.
В VI веке император Юстиниан Великий, после того, как, испив воду из источника, излечился от тяжкой болезни, выстроил около храма, устроенного императором Львом, новый храм, при котором был создан многолюдный монастырь. В XV столетии после падения Византийской империи храм "Живоносный источник" был разрушен мусульманами. Выстроенная впоследствии небольшая церковь была в 1821 г. также разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь разобрали развалины, расчистили источник и по‑прежнему черпали из него воду.
При султане Махмуде православные, получившие некоторую свободу в совершении богослужения, воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 г. с великим торжеством Патриарх Константин освятил храм, при котором были устроены больница и богадельня.
Чудотворную икону Пресвятой Богородицы "Живоносный источник" глубоко чтили на Руси. Начиная с XVI века, в России утвердился обычай посвящать источники, находящиеся в монастырях, иконе Божией Матери "Живоносный Источник". В 1873 г. в Серафимо‑Понетаевском Скорбященском монастыре был устроен храм в честь иконы "Живоносный Источник", которая была принесена в Саровскую пустынь ее основателем, иеросхимонахом Иоанном в начале XVIII века.
Списки с иконы находятся в храмах многих епархий Русской Православной Церкви: в Астрахани, Уржуме Вятской епархии; в часовне близ Соловецкого монастыря; Липецке Тамбовской епархии, в Московском Новодевичьем монастыре и др.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников