ВАШИНГТОН, 26 апр - РИА Новости, Денис Ворошилов. Барак Обама призвал конгресс США уже в 2011 финансовом году отменить субсидии нефтяным компаниям и попросил парламентариев рассмотреть его законопроект об энергетической безопасности страны, сообщила пресс-служба Белого дома.
Тема цен на бензин стала в США главной в последние дни. Соединенные Штаты - крупнейший в мире импортер углеводородов - входят в новый "бензиновый кризис", выражающийся в стремительном росте цен. В конце прошлой недели президент заявил о создании под патронатом Минюста специальной межведомственной комиссии по расследованию причин роста цен.
За месяц, прошедший с начала операции международной коалиции в Ливии, средняя цена галлона (около 3,8 литра) бензина выросла с 3,8 доллара до 4,20 доллара. Цены на высооктановые сорта бензина в некоторых регионах страны перешагнули в конце прошлой недели уровень в пять долларов и устремились к отметке 5,20 доллара. Стоимость галлона бензина месяц назад была ниже на 30 центов, а год назад - на доллар. В числе лидеров роста цен - штаты Калифорния и Нью-Йорк.
"У нас пока нет универсального и быстрого решения для борьбы с ростом цен на бензин, но мы предлагаем шаги для того, чтобы граждане страны от него не пострадали. Один из этих шагов - отмена негарантированных налоговых льгот нефтяным и газовым компаниям и инвестирование высвободившихся средств в разработку и использование источников экологически чистой энергии. Это позволит снизить нашу зависимость от иностранной нефти", - говорится в письме Обамы лидерам обеих палат конгресса, текст которого распространила пресс-служба Белого дома.
Президент напоминает, что государство предоставляет нефтяным и газовым компаниям налоговые льготы в виде субсидий на сумму четыре миллиарда долларов в год. Вместе с тем, отметил Обама, "цены на нефть растут и компании прогнозируют колоссальные прибыли по итогам этого квартала".
"Несколько бывших глав нефтяных компаний признали, что высокие цены на нефть предоставляют достаточно средств для инвестиций в добычу нефти и производство топлива внутри страны, не прибегая к налоговым льготам. И, если мы все вместе пытаемся бороться с бюджетным дефицитом, то мы явно не можем позволить себе сохранить эти льготы и субсидии. Вот почему я предлагаю исключить их из бюджета 2011 и 2012 финансовых годов", - говорится в письме Обамы.
Президент поблагодарил спикера палаты представителей Джона Бонэра за его позицию относительно возможной отмены налоговых льгот. Накануне Бонэр заявил газете Politico, что готов к конструктивному разговору с администрацией по этой проблеме для скорейшего решения вопроса о растущих ценах на бензин.
Обама также призвал конгресс задуматься о дальнейших путях снижения зависимости США от импортной нефти и рассмотреть его законопроект об энергобезопасности.
"Нам следует немедленно начать работать над преодолением зависимости от импортной нефти... Без проработанной стратегии на будущее мы останемся в эпохе растущих цен и ожесточенной политической риторики. Недавно я завершил разработку стратегии по энергобезопасности, которая включает поддержку производства нефти внутри страны, инвестирование в альтернативные источники энергии, а также снижение вдвое зависимости от нефти нашего транспортного сектора путем повышения его топливной эффективности и перевода на другие виды топлива: биотопливо и газ", - отметил Обама.
Ряд конгрессменов в конце прошлой недели заявляли, что для снижения цен на внутреннем рынке администрация должна стимулировать увеличение объемов бурения на территории США, снять все запреты на шельфовое бурение, введенные после разлива нефти в Мексиканском заливе и продолжать оказывать поддержку нефтяным компаниям. Обама, напротив, высказывался за прекращение практики государственного субсидирования частных нефтяных компаний, а высвободившиеся после этого четыре миллиарда долларов направить на развитие альтернативных источников энергии.
Американцы чувствительно относятся к ценам на топливо, так как традиционно основу автопарка страны составляют автомобили с двигателями большого объема. От моторного топлива зависят многие сферы экономики, в частности, пассажирские и грузоперевозки.
Вместе с тем, администрация США, похоже не знает, как бороться с ростом цен. Накануне Обама уже заявлял, что у него нет ответа на этот вопрос, а ранее, общаясь с избирателями в штате Невада просто просил их как можно скорее пересесть на гибридные и электромобили.