Армянская пасха - Затик - отмечается на следующее после полнолуния воскресенье, наступающее после весеннего равноденствия. В 2011 г. Затик празднуется 24 апреля.
Армянское слово "Затик", которым обозначается Пасха, происходит от слова "азатутюн" или "азатвел", что переводится как "свобода", "освобождаться" и означает избавление от страданий, зла и смерти.
Вспомнив слова Иисуса о том, что он воскреснет на третий день после смерти, иудейские первосвященники потребовали у римского наместника Понтия Пилата "охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики его, придя ночью, не украли его и не сказали народу, что он воскрес из мертвых". По приказу Пилата вход в гробницу запечатали и приставили к ней стражу. На третий день ученицы Иисуса утром пришли к гробнице совершить послепогребальный обряд и увидели, что каменная плита отвалена от входа в гробницу, а внутри сидит ангел. "Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; он воскрес; его здесь нет", ‑ сказал он. Увидев гробницу пустой, римские солдаты помчались к старейшинам рассказать об исчезновении. Посовещавшись, старейшины заплатили воинам и обещали спасти их от гнева Пилата при условии, что солдаты будут утверждать, будто ночью тело Христа выкрали его ученики.
Первой, кому воскресший Христос явился после воскресения, была Мария Магдалина. Он велел ей: "Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему". Затем Христос явился десяти апостолам. Отсутствовавший апостол Фома, услышав о явлении Христа, не поверил: "Если не увижу на руках его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра его, не поверю". Через неделю Христос явился молившимся в том же доме одиннадцати апостолам и обратился к Фоме: "Подай перст твой сюда и посмотри руки мои; подай руку твою и вложи в ребра мои; и не будь неверующим, но верующим". Фома сказал ему в ответ: "Господь мой и Бог мой!" На что Иисус ответил: "Ты поверил, потому что увидел меня; блаженны не видевшие и уверовавшие". Третьим по счету стало явление Христа семерым апостолам у Галилейского озера, где он поручил апостолу Петру свою земную паству.
Ранняя церковь в день Пасхи отмечала распятие Христа. С IV в. акцент был смещен на Воскресение Христово, которое взяло на себя основную смысловую нагрузку. Конкретный день празднования Пасхи долгое время оставался причиной дискуссий. Многие церковные праздники связаны с солнечным циклом и потому неподвижны. Поскольку Пасха связана с лунным календарем, то является подвижным праздником и дата ее празднования с годами дает расхождение. Вопрос был окончательно решен на Первом Вселенском Соборе в 325 г., который постановил, что ее "следует отмечать в следующее после полнолуния воскресенье, наступающее после весеннего равноденствия". Когда Пасха стала отмечаться как подвижный праздник, стали составляться специальные таблицы ‑ пасхалии, определяющие даты празднования на много лет вперед.
Во многих религиях яйцо считается символом воскресения, так как содержит семя жизни. Яйцо красят в красный цвет, символизирующий пролитую кровь Христову. Св. Григор Татеваци видел в яйце символическое строение мира: "Скорлупа напоминает небо, бесцветный слой под скорлупой ‑ воздух, белок ‑ воду, желток ‑ землю. А красный цвет означает, что мир искуплен кровью Христа".
Приветствуя друг друга в день Пасхи, армянские христиане говорят друг другу: "Христос аряв и мерелоц" ("Христос воскрес из мертвых") и отвечают: "Орняле арутюн Христоси" ("Благословенно Воскресение Христово").
Материал подготовлен на основе информации открытых источников