МОСКВА, 22 апр - РИА Новости, Светлана Янкина. Курская государственная картинная галерея имени Александра Дейнеки представляет 60 лучших произведений западноевропейского и русского искусства из своего собрания на выставке, которая открывается в рамках проекта "Золотая карта России" в Третьяковской галерее в пятницу.
Курский музей обладает одним из самых крупных региональных художественных собраний, в его коллекции есть и европейская классика, и передвижники, а также большое собрание работ Александра Дейнеки, которое и послужило началом сотрудничества с Третьяковской галереей. Десять лет назад была небольшая, но представительная выставка его произведений как часть той же "Золотой карты России", а после последовали два масштабных проекта о Дейнеке с участием коллекции из Курска - графический и живописный. Последний получил даже статус титульной выставки Года России в Италии и в несколько видоизмененном виде гастролирует в римском Palazzo delle Esposizioni.
На этот раз, в отличие от Рима, презентация обошлась без первых лиц государства, но, тем не менее, в Москву приехала многочисленная делегация из музейщиков и представителей местной власти. Казалось, они немного смущены тем обстоятельством, что нынешний проект уже второй по счету в "Золотой карте России" - иные музеи ждут своей очереди годами - но, подбодренные московскими коллегами, резюмировали - действительно, показать есть что.
А подписи к ряду картин напоминают детектив. "Поступило из Орловского краеведческого музея в 1935 году, ранее - собрание князей Барятинских" - это о "Голове старика" Джованни Баттисты Тьеполо. Картина крупнейшего мастера XVII века из Италии, как и многие шедевры живописи в частных коллекциях русского дворянства, была национализирована после революции, а затем определена в музей в Курске. Вообще, курской галерее необычайно повезло с местонахождением - на этой земле жили дворянские семьи не просто состоятельные, но и страстно любящие искусство. Например, несколько поколений Барятинских покупали картины в Италии, из их собрания происходят также "Натюрморт с автопортретом" Франческо Мальтезе и "Святая Екатерина Александрийская" неизвестного художника XVII века. Особое внимание своей торжественностью и пышностью привлекает принадлежавший им ранее парадный портрет супруги английского короля Георга III Софии-Шарлотты Мекленбург-Стрелиц кисти придворного живописца короля Аллана Рэмзи, который сейчас находится в Рыльском краеведческом музее (Курская область). Совсем недавно полотно было отреставрировано, а на выставке можно увидеть небольшой фильм, о том, как реставраторы восстанавливали картину буквально из ничего.
Другая знаменитая курская семья - Шварц отдавала предпочтение голландцам XVII века и на выставке, например, можно увидеть "Порт с кораблями", приписываемый Питеру Мюлиру.
Русский раздел, количеством экспонатов превосходящий западно-европейский, открывают портреты Петра II неизвестного художника и внучки Екатерины II, великой княжны Александры Павловны, написанный Владимиром Боровиковским по случаю ее бракосочетания.
Значительную часть собрания Курской галереи составляет живопись передвижников и для показа в Москве были отобраны, в частности, небольшие картины "Нищенка" Кирилла Лемоха и "За щепой" Владимира Маковского. В портретной части можно увидеть написанный Ильей Репиным потрет внучатого племянника Алеши в образе молодого Пушкина, и любопытный этюд "Мужчина в цилиндре". Он относится ко времени работы над полотном "Парижское кафе", которое выставлено на будущие русские торги "Кристис" и недавно было показано в Москве на предаукционной выставке.
Не обошлось и без пейзажей, преимущественно последней четверти XIX века. Среди авторов - знаменитые Архип Куинджи и Исаак Левитан, и менее известные художники - например, посещавший мастерскую Шишкина Андрей Шильдер.
Музейщики из Курска признают, что лучший раздел живописи ХХ века связан у них с московскими художниками - в частности, Ильей Машковым и Петром Кончаловским. При этом в собрании есть и их ранние, и более поздние работы 1930-х годов, что позволяет проследить трансформацию стиля или же ее отсутствие. В этом смысле особенно показательны два женских портрета Роберта Фалька - первый, "Дама в желтой блузе", был написан в 1910 году, а другой, "Парижанка", спустя 26 лет.
Как шутят музейщики, по их коллекции всецело изучить историю искусств невозможно, но получить представление о некоторых значимых ее эпохах - вполне.
"Золотая карта России" - федеральный проект, получивший в 2003 году Госпремию в области искусства. С 1999 года в Третьяковской галерее прошло 35 выставок, представляющих лучшие произведения из коллекций региональных музеев.