Вратарь Иван Касутин рассказал в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Алене Шиловой о том, как перенес отчисление из сборной России накануне последнего этапа Евротура Чешских игр и какие планы строит в московском "Спартаке". Голкипер отметил, что в "Спартак" он переходит на роль первого вратаря с долгой перспективой и задачей выиграть Кубок Гагарина.
- Вы готовились со сборной России весь период, но сейчас с приездом Константина Барулина на Чешские игры тренеры решили не брать вас (поехали голкиперы Евгений Набоков, Василий Кошечкин и Барулин). Сильно расстроились?
- Жаль, конечно, что так. У меня было большое желание поехать хотя бы на Евротур. Но что я могу сделать? Просто у меня это первый сбор, понимаю, что все постепенно.
- Главный тренер сборной Вячеслав Быков лично сообщил вам это решение?
- Нет, сегодня мы с Игорем Владимировичем (Захаркиным, помощником Быкова) говорили на эту тему. Он сказал, что я пока останусь, но попросил готовиться на тот случай, если ситуация с Набоковым не позволит ему играть. Если Жене не разрешат, значит, я буду с командой снова. Все может быть. Пока я буду просто сам тренироваться в Москве. И для меня в любом случае опыт сборной - это здорово. Здесь все лучшие игроки. Это хороший стимул стремиться к такому же уровню. Я думаю, что этот опыт может дать хороший толчок на следующий сезон. Здорово, что сезон закончился, а можно со сборной еще готовиться. Полсезона - перерыв все-таки очень большой.
- А вообще ждали вызова в сборную?
- Я был удивлен, потому что до этого мне никто не сообщал ничего, что меня вызвали в сборную. Я не тренировался давно. Мне буквально за два дня до сборов стало об этом известно. Из интернета узнал, что меня в сборную вызвали. Если бы меня предупредили, я бы, конечно, готовился, а не отдыхал три недели.
- Все отмечали вашу игру в плей-офф, что и серия с омским "Авангардом" благодаря Касутину у "Нефтехимика" такой получилась - тащили, выручали.
- Мы играли командой. Это очень важно всегда. Наверное, профессионалам со стороны виднее. Я делал свое дело и думаю, что справился достойно. В "Нефтехимике" у меня был определенный рост. Вратарь немного позже начинает играть, так чтобы стабильно, по-взрослому. С 24 лет где-то, а у некоторых только к 30 приходит самая лучшая форма, где и психология, и физические кондиции на пике. Я думаю, что у меня сейчас как раз самое такое время подходит. С каждым годом мне становится легче играть. В "Нефтехимике" за эти годы я достаточно опыта набрался, потому что в обороне команда не всегда хорошо играла, моментов было много в каждой игре.
- После работы в ЦСКА у вас с Вячеславом Быковым нормальные отношения? Вам ведь там тогда немного доверяли, вас это угнетало…
- Дело делаем, а человеческие отношения - это немного другое. Неправильно личные отношения переводить на работу. Тем более столько времени прошло уже. Я тогда был молодым, не понимал какие-то моменты. Думаю, что тот этап мы прожили. И если он меня сейчас вызвал в сборную, значит, он мне доверяет. Может быть, я заслужил какое-то доверие и авторитет, может, моя игра ему понравилась. Самое главное, что мне дали какой-то шанс сейчас.
- Как вам было в компании с Евгением Набоковым и Василием Кошечкиным?
- Просто отлично. Мы все втроем хорошо общались, не было никаких проблем. Помогали друг другу, подбадривали. С Васей Кошечкиным мы вообще жили в одном номере. Уезжая сегодня, пожелал ребятам удачи.
- Многие удивлены вызову Набокова в сборную. Все-таки у него был большой перерыв, без игровой практики. Тяжело ему сейчас?
- Самое главное для него набрать физическую форму. Он вратарь очень опытный и немало сезонов отыграл на высоком уровне. Ему практики нужно три-четыре игры, чтобы набрать игровую форму. А физическую форму он наберет сейчас. Мне очень приятно с таким профессионалом поработать. Учишься отношению к делу, подсматриваешь, как он разминается, какие-то упражнения делает. Больше интересны такие психологические моменты.
- Константин Барулин так здорово сыграл в плей-офф. Многие специалисты видят его первым номером сборной России на чемпионате мира.
- Он очень здорово провел плей-офф, помогал своей команде. Я не удивлюсь, если он первым номером сборной на чемпионат мира поедет. Он был лучшим в этом плей-офф. Просто лучшим. Вся игра строится от вратаря, и команда строится от вратаря. Если вратарь играет, то и команда играет. А если вратарь не помогает, то хоть сборную мира собери, обычная команда сможет ее обыграть.
- "Спартак" уже объявил, что рассчитывает на вратаря Ивана Касутина. Все решено?
- Я пока еще ничего не подписал. Все точно будет только после 1 мая. Договоренность определенная есть, но точно ничего не обсудили – ни сам контракт, ни на сколько он.
- Не на один сезон хотели бы?
- Как минимум на два. Ведем переговоры и о большем сроке.
- Новый главный тренер "Спартака" Виктор Пачкалин сказал, что хорошо знает вас, еще мальчишкой помнит.
- Ну, да, мы же во второй команде "Локомотива" работали. Мы с ним хорошо общаемся, виделись не так давно. Он за то, чтобы я был вратарем "Спартака".
- А "Нефтехимик" не пытается удержать вас как-то? Все-таки не один сезон там провели и много помогали команде…
- Перед этим сезоном у меня был уговор с "Нефтехимиком", что я доиграю его до конца, а потом они меня беспрепятственно отпустят в любую команду.
- А с чего такое желание? Владимир Крикунов, кажется, доверял вам.
- Мне там все нравилось – и тренерский штаб, и атмосфера вокруг команды. Просто три года, я думаю, большой срок. На одном месте тяжело, хочется что-то поменять. Тем более у меня вся семья в Москве живет, у жены родные в Ярославле. В Москве нам будет намного удобнее во всех смыслах.
- А в "Спартаке" у вас будет полное доверие?
- В "Спартак" меня приглашали на роль основного вратаря, львиная доля игр точно будет мне доверена. Все знают, в России на эту роль приглашают иностранцев, а они не всегда играют на уровне. Я уже в этой роли был и в ЦСКА, и в Нижнекамске, когда мне каждый год привозили иностранцев, и мне надо было доказывать, что я сильнее их.
- Здорово, когда выигрываешь эту конкуренцию? Или напрягает?
- Меня очень напрягает. Это нервозность. Бывает, ты вообще не понимаешь, почему сидишь на лавке, а он играет. От этого и сам себе нервы треплешь и всем вокруг. Я уверен, что в "Спартаке" совершенно другая ситуация будет, меня это намного больше устраивает. Они меня намеренно приглашают на роль первого, это их инициатива. Им нужен основной вратарь, и они мне доверяют это место. Для меня это хороший шанс показать себя.
- До вас вратарем "Спартака" был сам Доминик Гашек. Сейчас руководство команды заявляет, что им нужен молодой вратарь. То есть вас предпочли.
- Им виднее. Может, они видят в моей кандидатуре реальную помощь для команды. А Гашек? В 45 лет не каждый сможет сделать семь "сухарей" за сезон. В некоторых матчах он показывал игру, с которой в свое время выиграл Олимпиаду у наших. Несколько классных матчей, где он один делал игру. Это все о чем-то говорит. Недаром он был лучшим в НХЛ. Сейчас уже, конечно, не его года, тяжело ему, все-таки физиологию не обманешь. Но его самоотдача, опыт до сих пор дают результат, даже в 45 лет.
- Гашек часто говорил, что "Спартак" в обороне играет не очень надежно, а для вратаря это важно, не так ли?
- Конечно. Невозможно выкладываться весь сезон, как в плей-офф, на 120 процентов. Сил просто не хватит. Если мне, например, доверят львиную долю матчей, то есть игр 40 хотя бы будет в регулярном чемпионате, я проведу их на высоком уровне, то на плей-офф может ничего и не остаться. Ребята тоже должны помогать в защите. Чем меньше они моментов создадут, тем больше сил у меня останется на следующую игру. Все равно результата может добиться только вся команда, один в поле не воин.
- Какую цель ставите для себя в "Спартаке"?
- Кубок Гагарина, конечно. А иначе зачем вообще сезон проводить? Уверен, у "Спартака" есть все для этого.