С.-ПЕТЕРБУРГ, 18 апр - РИА Новости. Петербургские подводники настаивают на проведении дополнительных экспертиз в деле об аварии на подводной лодке "Нерпа" осенью 2008 года, когда во время ходовых испытаний в Японском море произошел пожар и погибли 20 человек, сообщил в понедельник журналистам председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников Игорь Курдин.
На "Нерпе" 8 ноября 2008 года во время заводских испытаний произошел пожар - система пожаротушения сработала неправильно, и в отсеки стала поступать смесь фреона и тетрахлорэтилена. В результате погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением. Обвинение по делу об аварии следователи предъявили командиру "Нерпы" Дмитрию Лаврентьеву и трюмному машинисту старшине Дмитрию Гробову. В конце марта военный прокурор Тихоокеанского флота утвердил обвинительное заключение по делу.
Следствие предъявило Лаврентьеву обвинение в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий - смерти по неосторожности двум и более лицам (часть 3 статьи 286 УК РФ, предусматривает лишение свободы на срок до 10 лет). Гробов обвиняется в причинении по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей смерти двум и более лицам (часть 3 статьи 109 УК РФ, предусматривает до 5 лет лишения свободы).
"Мы полагаем, что в деле Лаврентьева возможна работа суда присяжных. Необходимо также назначить дополнительные экспертизы. Мы не будем собирать подписи, писать открытые письма или с плакатами выходить, так как это бесполезно. Но в рамках, отведенных законом, будем активно участвовать в этом процессе, и настаивать, в том числе, на участии в деле независимого общественного наблюдателя", - сказал Курдин.
Эксперты уверены, что до сих пор нет ясности, каким образом объем газа, предназначенный для трех отсеков, буквально "вылился" на головы людей в одном отсеке подлодки, и почему вместо фреона значительную часть смеси составлял тетрахлорэтилен.
"Тетрахлорэтилен " это вещество на порядок опаснее фреона. Им в химчистках пользуются. Как он оказался в баллонах для пожаротушения? А как экипаж, проходивший обучение в Сосновом Бору, фактически был сорван с этого обучения через три месяца? А матрос Гробов, выходит, идиот, раз просто на кнопки нажимал? Даже та экспертиза, которая была, установила, что Гробов не мог самостоятельно дать команду тушения пожара", - сказал капитан второго ранга, подводник, писатель Александр Покровский.
В свою очередь юрист Илья Рубцов добавил, что поддерживает постоянную связь с адвокатами Лаврентьева и считает, что необходимо собрать мнения экспертов, проясняющих историю испытаний "Нерпы".
"По закону существует ряд норм, которые не запрещают назначение и проведение экспертиз. Мы поддерживаем тесную связь с адвокатами Лаврентьева, они сейчас выстраивают линию, его систему защиты. Вырабатывается определенная позиция по назначению и проведению этих экспертиз", - сообщил Рубцов.
Рубцов высказал мнение, что процесс рассмотрения дела Лаврентьева в суде будет "достаточно трудоемкий", так как многие документы, прямо или косвенно относящиеся к процессу, носят гриф секретности.
АПЛ "Нерпа" (К-152, проект 971, класс "Щука-Б") относится к подлодкам третьего поколения. Проектировали ее на петербургских предприятиях - морском бюро машиностроения "Малахит" и НПО "Аврора". Субмарина была заложена на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре в 1991 году. Однако в середине 1990-х финансирование строительства лодки было заморожено. Достройка АПЛ стало возможной лишь после финансирования со стороны Индии. После ремонта в декабре 2009 года АПЛ вошла в боевой состав ВМФ России. До октября 2011 года АПЛ планируется передать в лизинг Индии.