МОСКВА, 16 апр - РИА Новости. Более 30 "Золотых масок" - награды главной театральной премии России, вручили в пятницу в Москве на торжественной церемонии в Гостином дворе.
Премия "Золотая маска" была учреждена Союзом театральных деятелей России в 1994 году и в этом году вручается в 17-й раз. "Золотые маски" присуждаются лучшим, по мнению жюри, спектаклям всех жанров театрального искусства: драмам, операм, балетам, современным танцевальным постановкам, опереттам и мюзиклам, кукольным постановкам. Жюри театрального конкурса премии возглавляет профессор, доктор искусствоведения Алексей Бартошевич, ее музыкальное жюри - музыкальный критик Петр Поспелов.
Столица драмы
В этом году лучшим драматическим спектаклем стала постановка по Чехову "Дядя Ваня" худрука столичного театра им. Вахтангова Римаса Туминаса. В главных ролях одного из самых любимым театром произведения выступили Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Людмила Максакова и другие.
Лучшим режиссером жюри назвало питерца Андрея Могучего, поставившего спектакль "Изотов" по пьесе современного драматурга Михаила Дурненкова в Александринском театре. "Изотов" был номинирован в четырех категориях, но уехал с двумя "Масками", помимо режиссуры он получил приз за лучшую работу художника Александра Шишкина.
Еще один мэтр российского театра удостоился премии - спектакль Петра Фоменко "Триптих" по Пушкину получил "Золотую Маску" как лучший драматический спектакль малой формы.
За лучшую женскую роль наградили актрису Ольгу Яковлеву, недавно отметившую 70-летие. Она сыграла в "Обрыве" у Адольфа Шапиро в МХТ им. Чехова. А лучшим исполнителем мужской роли, по мнению жюри, стал Игорь Гордин в спектакле "Кроткая" московского ТЮЗа.
Кроме того, лучшим зарубежным спектаклем стал "Час, когда мы ничего не знали друг о друге" венгерского режиссера Виктор Бодо. В Москве эта постановка без слов, основанная на пантомиме с использованием приемов кинематографа, была представлена в рамках фестиваля NET. Лучшим кукольным спектаклем стал "Медведь", поставленный совместно костромским театром кукол и творческим объединением "Культ-проект" из Москвы.
Опера и балет - триумф Петербурга
Больше всего оперных "Золотых масок" в этом году досталось Санкт-Петербургу.
"Золотую маску" за лучшую мужскую роль в оперном спектакле получил легендарный американский тенор Нил Шикофф, спевший в "Иудейке", которую поставил на сцене петербургского Михайловского театра французский режиссер Арно Бернар.
Как сказал Шикофф, получая награду, опера "Иудейка" "заявляет, что расовой нетерпимости не должно быть места в нашей жизни".
За лучшую женскую роль наградили Елену Жидкову из "Замка герцога Синяя борода" Белы Бартока, поставленную американцем Дэниелом Креймером в Мариинском театре. За лучшую работу режиссера и дирижера премировали Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса, которые, стремясь привить отечественной публике вкус к авангарду, поставили в Большом театре "Воццека" Альбана Берга.
"Золотая маска" за лучший оперный спектакль была присуждена "Женщине без тени" Рихарда Штрауса - постановке англичанина Джонатана Кента в Мариинке. Еще одна "Маска" досталась "Женщине без тени" за работу художника-постановщика, Пола Брауна.
В номинации "Эксперимент" победил "Гвидон" - опера Александра Маноцкова по пьесе "Гвидон" и другим текстам Даниила Хармса, поставленная в московской "Школе драматического искусства".
Небольшой реванш взяла Москва в балете - "Золотую маску" за лучший балетный спектакль получила постановка Иржи Киллана на музыку Моцарта "Маленькая смерть. Шесть танцев" в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Но лучшие мужские и женские роли в балете были сыграны, по мнению жюри, в Санкт-Петербурге. Лучшей балериной стала Екатерина Кондаурова, станцевавшая Анну Каренину в одноименном спектакле Мариинского театра. Приз за лучшую мужскую роль в балете достался Леониду Сарафанову, сыгравшему в постановке Театрального центра на Коломенской Quatro.
Жюри оценило работу голландских постановщиком Йохана Гребена и Ури Ивги в екатеринбургском театре "Провинциальные танцы" - они стали лучшими балетмейстерами за спектакль "Песня не про любовь".
Наконец, "Золотую маску" за лучший современный танец получил "Мирлифлор", поставленный компанией "Диалог Данс" из Костромы.
Мертвые души Екатеринбурга
Сразу четырьмя "Золотыми масками" отметили екатеринбургский Театр музыкальной комедии за мюзикл "Мертвые души". Автор спектакля Кирилл Стрежнев получил премию за лучшую режиссуру, Борис Нодельман стал обладателем "Маски" как лучший дирижер, композитор Александр Пантыкин получил за музыку, а сама постановка заслужила приз за лучший музыкальный спектакль.
За лучшую женскую роль в оперетте награждена Татьяна Маслакова, сыгравшая и спевшая в "Двух бойцах" - военно-музыкальной истории, поставленной в Музыкальном театре Хабаровска.
"Маску" за лучшую мужскую роль получил Дмитрий Аверин за "Юнону и Авось" из Музыкального театра в Ростове-на-Дону.
Специальные маски
Традиционно премия награждает "За выдающийся вклад", в этом году лауреатами стали старейшая актриса Екатеринбургского театра драмы, народная артистка России Галина Умпелева и звезда оперетты, скончавшаяся в прошлом году, актриса Татьяна Шмыга. Зал стоя и аплодисментами почтил память российской королевы этого жанра.
Жюри драматического конкурса присудило две специальных премии: актрисе ярославского театра драмы им. Волкова Анастасии Светловой за роль Екатерины Ивановны в одноименном спектакле и проекту "Молодые режиссеры - детям", придуманному в Российском молодежном театре. Худрук театра Алексей Бородин пригласил всех участников проекта на сцену, получать приз вместе с ним.
Еще на одну номинацию "За поддержку театрального искусства России", которую также объявляют заранее, лауреата в этом году не нашлось и награду решили не присуждать.
И, наконец, критика вручила свой приз спектаклю "Экспонаты" по пьесе Вячеслава Дурненкова, поставленного в театре в шахтерском городе Прокопьевск столичным режиссером Маратом Гацаловым.