Не зря этот город часто называют провинциальной столицей России. Как и Москва, он расположился на семи холмах и разделен на две части рекой. И этим сходство не исчерпывается: время основания Костромы, как и Первопрестольной, историки относят к XII веку. Впрочем, существует мнение - спорное, не имеющее безусловных подтверждений, - что поселение здесь возникло задолго до Рождества Христова. Москве, правда, в смысле древности больше повезло с документами: первое летописное упоминание столицы - 1147 год (Ипатьевская летопись), Костромы же - почти на 70 лет позже (1213-й, источник тот же). Василий Татищев в своей "Истории Российской" датирует основание Костромы 1152 годом, но не приводит никаких тому подтверждений. По сей день не утихают споры: то ли взял Василий Никитич свою дату с потолка, то ли в первой половине XVIII века, когда писался этот труд, имелись не дошедшие до нас документы. Причем документы настолько широко известные, что не нуждались в специальном упоминании.
Огнем рожденный
Действительно, все вышло из огня. Даже название. Наиболее вразумительное толкование имени города дает этимологический словарь Фасмера: "Кострома" - соломенное чучело девушки, сжигавшееся по языческому обряду в костре на масленицу. Слово славянское, однокоренное со словом "костер".
Ипатьевская летопись упоминает Кострому тоже в связи с огнем: в 1213 году ростовский князь Константин, сын Всеволода Большое Гнездо, бодаясь со своим братом Юрием на тему "кто главнее", сжег принадлежащую тому Кострому, взяв в полон жителей. Нет сведений о том, как там братская любовь развивалась дальше. Скорее всего, в лучших традициях начала XIII столетия: явное "перепроизводство" удельных князей, спрос на княжеские столы превышает предложение, брат на брата… Вплоть до 1237 года, когда пришел Батый и всех разогнал. Снова огонь: спалил джихангир Кострому. Значит, было что палить, то есть отстроился город после константиновского хулиганства.
Пробыв пепелищем до 1239 года, Кострома заново была отстроена владимирским князем Ярославом Всеволодовичем. В 1246 году город был отдан младшему сыну Ярослава Василию, чье правление стало одной из ярких страниц в истории Костромы. Став в 1272 году Великим князем Владимирским, то есть владыкой всей северо-восточной Руси, Василий Ярославич не поехал в стольный Владимир, оставшись в удельной Костроме. Тем самым сделал ее столицей великого княжества. При нем здесь были построены Спасо-Запрудненский монастырь, Успенский собор и церковь Воскресенья на Дебре. С именем князя связывают появление костромской святыни - иконы Богоматери Федоровской, сохранившейся до наших дней.
После смерти Василия столицей княжества вновь стал Владимир, Костроме же остался статус глубинки. Владимирской глубинки, а с 1340 года, после негоции Ивана Калиты (все-таки, что не говори, приличный человек был: собирателем земель русских стал, покупая города, а не завоевывая их) - московской. В 1380 году костромская рать под предводительством воеводы Ивана Квашни сражалась на Куликовом поле, а восемь лет спустя, во время известного сожжения Москвы Тохтамышем сюда бежал Дмитрий Донской. Здесь же он собрал ополчение, с которым в Москву и вернулся.
К началу XV века Кострома была довольно крупным городом, правда, сплошь деревянным. Первые каменные здания были построены здесь после очередного огненного буйства - пожара 1413 года. Масштабное же каменное строительство началось в XVI веке. Началось с возведением каменных стен и зданий Ипатьевского монастыря, основанного близ города за полтораста лет до этого. К началу XVII века стены городского кремля также стали каменными. Что, впрочем, не спасло Кострому от захвата поляками в Смуту: в 1608 году город дважды занимался интервентами. Первый раз - отрядом регулярного шляхетского войска, второй - бандитами под предводительством пана Лисовского. Освобождали Кострому отряды ополчения, которое, начав формироваться в Галиче, распространилось затем на все города и села Костромского края. В 1612 году это ополчение влилось в войско Минина и Пожарского и приняло участие в освобождении Москвы. В следующем, 1613 году произошло событие, сделавшее Кострому особо значимой в русской истории. Именно здесь, в Ипатьевском монастыре, дал свое согласие венчаться на царство Михаил Романов - первый в династии, правившей страной более трех столетий.
К судьбоносным событиям 1613 года можно было бы добавить еще и историю с Иваном Сусаниным, не будь она столь похожей на легенду. Нет необходимости разбирать ее здесь подробно, скажем лишь, что нет ни единого подтверждающего документа свершенного подвига за исключением царской грамоты, выданной зятю Сусанина Богдану Собинину. Грамотой жаловалось "…смерду Богдашке Собинину с семейством и потомкам его деревню Коробово в вечное владение и освобождение от податей на вечные времена…". Описание подвига Сусанина, содержащееся в грамоте, составлено по рассказу матери Михаила, инокини Марфы, которая, в свою очередь, говорила со слов самого Богдашки. Между тем серьезные документы того времени - речь митрополита Филарета на Земском соборе, "Наказ послам", отправленный в 1613 году в Германию, воспоминания Федора Желябужского 1614 года - ни словом не упоминают не только о подвиге, но даже о присутствии в то время каких-либо крупных воинских соединений поляков на костромской земле. Только мелкие банды, которым явно не по зубам было бы штурмовать Ипатьевский монастырь, где находился Михаил с сильным гарнизоном. Как бы то ни было, легенда получилась красивой, а опера "Жизнь за царя" - великое произведение.
Двадцатые годы XVII века - начало бурного экономического развития Костромы, ставшей вскоре крупным ремесленным, торговым и политическим центром. Из ремесленников особенную известность получили костромские гончары, производившие посуду и изразцы, и каменщики, строившие церкви в самой Москве. К началу XVIII века Кострома была пятым по количеству населения городом России. В царствование Екатерины II город стал центром губернии, а в 1781 году получил утвержденный императрицей план застройки. С середины XVIII века в Костроме стало развиваться ткацкое производство, ставшее к концу столетия крупнейшим в империи.
Как губернский центр с мощными гончарной и текстильной промышленностью Кострома просуществовала весь XIX и начало XX века. Октябрьская революция "прошлась" по городу без особой деликатности: во-первых, после упразднения Костромской губернии в 1929 году Кострома не приобрела статуса областного центра, а была включена в состав сначала Ивановской, а затем Ярославской области. Лишь в 1944 году губернский (в смысле - областной) статус был возвращен. Во-вторых, в центре города были снесены практически все постройки допетровского времени, включая знаменитый Успенский собор. Под горячую руку был уничтожен даже памятник Ивану Сусанину (теперь возведен новый). Из монастырей уцелели Ипатьевский и Богоявленско-Анастасиинский, хотя второй - со значительными потерями.
Имена
Имена многих деятелей русской культуры связаны с этим городом. Кострома - родина основателя первого в России театра Федора Волкова. Сыном костромской земли был талантливый мастер портретного жанра первой половины XIX века крепостной помещиков Корниловых Александр Поляков, приглашенный в мастерскую Дау для участия в создании портретной галереи героев Отечественной войны 1812 года для Зимнего дворца в Петербурге. С костромской землей связана биография замечательного русского живописца Бориса Кустодиева. В 1900 году в селе Семеновском-Лапотном (ныне - Островское) им написана программная картина на звание художника "Базар", за которую ему была присуждена золотая медаль. В поместье Маурино приезжал Кустодиев делать эскизы и зарисовки ко многим своим произведениям. Бывая в Костроме, Кустодиев часто гостил в доме Ивана Рязанского - одного из первых ученых-краеведов, посвятившего всю свою жизнь изучению местного края. Рязанский был близким другом выдающихся деятелей русской культуры, в его доме бывали А. Блок, Н. Рерих, В. Мейерхольд, А. Толстой, А. Чапыгин, А. Ремизов, Ф. Сологуб, С. Чахонин, И. Павлов, В. Бонч-Бруевич.
Ныне
Сегодня Кострома - областной центр. Здесь развиты текстильное производство, лесообрабатывающая и металлургическая промышленность. Энергетика, машиностроение и металлообработка, электроника и приборостроение, деревоперерабатывающая и легкая промышленность, а также традиционный текстиль - это отрасли, характеризующие новый промышленный облик города. Среди учебных заведений Костромы - государственный университет, высшее военное училище, сельскохозяйственная академия, технологический институт, духовное училище. Население - 270 тысяч человек.
После большевистского морока что-то все же сохранилось. Причем не так уж мало. Как ни старались "комиссары в пыльных шлемах", памятников архитектуры в Костроме было так много, что все снести просто руки не дошли. Особенно радует то, что целым остался Ипатьевский монастырь, знаменитый и своей историей, и архитектурой. Сохранился он в довольно оригинальном качестве: с момента закрытия в 1919-м и до 1958 года монастырские постройки использовались как коммунальные квартиры для рабочих текстильных фабрик. В 58-м здесь открыли Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. Возвращение монастыря в лоно церкви началось в новые времена - в январе 1991 года в Троицком соборе была совершена первая литургия, с 1992 года ежегодно 18 июля здесь совершается заупокойная служба по убиенной царской семье Романовых, а в 1993-м патриарх Алексий II принял решение о возобновлении монастыря. Будучи переданным церкви, своего музейного значения Ипатьевский монастырь не утратил, ведь еще в конце 50-х здесь были собраны наиболее интересные памятники жилой и культовой архитектуры со всей Костромской области: церковь 1564 года, церковь 1713-го, жилой дом середины XIX века и многое другое. Недаром монастырь считается главной достопримечательностью Костромы.
Богоявленско-Анастасиинский женский монастырь, основанный в XV веке, знаменит прежде всего тем, что в нем хранится икона Федоровской Богоматери - чудотворная святыня, почитаемая в Костроме уже более 800 лет. Между прочим, она и в Советском Союзе почиталась: во время Великой Отечественной самолет с иконой начертал над городом крест во избавление от фашистов (в Москве примерно в то же время крест над городом вычерчивал самолет с иконой Казанской Божьей матери). Икона Федоровской Богоматери почитается как чудотворная, покровительствующая семье, рождению и воспитанию детей.
Заслуживает внимание Троицкий собор в Ипатьевском монастыре. Он был построен в 1560 году, но в 1648-м от взрыва пороха в подвале разрушен. В 1650-52 годы - отстроен заново, через два с половиной века, в 1911-м подвергнут капитальному ремонту, сохранившему первоначальный вид, и в том же виде дожил до наших дней. Сегодня это красивейший пятиглавый храм, знаменитый своими фресками и иконостасом. Центральное место в иконостасе занимает Тихвинская икона - точная копия иконы Тихвинской Божьей матери, в 1613 году привезенной из Москвы послами, приехавшими сообщить Михаилу Романову о его избрании и просить венчаться на царство.
Из памятников светской архитектуры наиболее интересны Торговые ряды и пожарная каланча. Существующие сегодня каменные Торговые ряды начали строиться в 1775 году на месте деревянных, уничтоженных пожаром 1773 года. Строившиеся несколько десятилетий и занимающие огромную площадь, они выглядят как целый древний купеческий город. Лабиринты узких улочек спускаются к самой Волге и замыкаются обелисками Московской заставы, возведенными в 1823 году к предполагаемому приезду Александра I.
Пожарная каланча - украшение центральной площади города - была сооружена в 1825 году по распоряжению губернатора К.И. Баумгартена. Своим фасадом она больше напоминает дворец, а сторожевая вышка - церковную звонницу. После визита в Кострому в 1834 году императора Николая I за ней закрепилась слава лучшей пожарной каланчи российской провинции. В 2005 году она была отдана костромскому музею-заповеднику.
Перечисление всех городских достопримечательностей и подробное их описание заняло бы не один десяток страниц. Кроме того, как мы помним, лучше один раз увидеть… Так что приезжайте. И обязательно, если вы окажетесь тут в подходящий сезон, совершите экскурсию на теплоходе по Волге. Один только вид Костромы с реки уже стоит того, чтобы здесь побывать!
Так что приезжайте, приезжайте. Как? Сейчас расскажем.
Можно даже самолетом
Можно, можно. В 2009 году установлено авиасообщение Костромы с Москвой, а в 2010-м - с Юрьевцем, Анапой и Санкт-Петербургом. Возможность прилететь на самолете - большая оригинальность для городов Золотого кольца. А в остальном - как и в другие не слишком далекие города: из Москвы можно доехать или доплыть. Есть прямой поезд Москва - Костома, есть проходящие Москва - Хабаровск и Москва - Владивосток. Хочешь - езжай автобусом. Время в пути: автобусом - около восьми часов, поездом - около семи, самолетом - час двадцать (вылет из Внуково). Ну а на собственном автотранспорте (по Ярославскому шоссе, не доезжая Ярославля поворот на Кострому) - это уже от вас зависит. Расстояние примерно 330 километров.
Алексей Соколов, РИАН.Туризм