В ходе прошедшей в 2010 году переписи населения некоторые респонденты в ответах на вопрос о национальности причисияли себя не только к шуточным "эльфам" или "индейцам", но и назвали себя, например, "сибиряками". О том, может ли список национальностей пополниться сибиряками и роли переписи в формировании национальной политики РИА Новости рассказал заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин.
- Сразу замечу, что сведения о "национальностях", а если быть точным, то сведения об ответах населения на вопрос о национальной принадлежности будут в черновом варианте подсчитаны никак не ранее 2012 года. Хочу сразу разочаровать любителей сенсаций: такой новой национальности, как сибиряки, в результате переписи появиться не может. Дело в том, что перепись – это такой государственный механизм, который не правомочен учреждать или упразднять национальности. Народы не возникают в результате переписи населения, это серьезный исторический и политический процесс. Задача переписи – лишь зафиксировать ответы людей и грамотно подсчитать ответы.
Согласно 26-й статье Конституции РФ, у нас существует право на самоидентификацию по национальному признаку, поэтому переписчик обязан записать тот ответ, который он услышал от опрашиваемого. Например, в ходе переписи 2002 года звучали такие ответы как "мулат" или "метис". Известен случай, когда переписчица сказала опрашиваемому, что такой национальности не существует. Гражданин подал в суд, чтобы проверить, как реализуется 26-я статья Конституции – и выиграл.
Точно так же переписчики были обязаны внести ответ "сибиряк", если именно его они получали от опрашиваемых. Тут нет ничего экстраординарного. Например, при переписи 2002 года было немало "москвичей", "туляков", и, кстати, "сибиряки" тоже были.
Поэтому для облегчения машинной обработки опросных листов еще до переписи готовится реестр возможных ответов о национальной принадлежности. И "сибиряки" в этом списке, наряду с более чем тысячью возможных других ответов, уже были. При прошлой переписи 2002 года все ответы населения были объединены по 182 национальностям, а вариантов ответов было более 800. К переписи 2010 года подготовились еще более основательно, предусмотрев более 1800 возможных ответов. Ведь только у русских 60 вариантов самоназваний, у татар – столько же. Есть, например, народ езиды, а переписчики могут услышать "йезиды", "язиды" – эти и прочие варианты предусмотрены реестром. А, например, малочисленный народ тофалары называют себя еще и тофа. Мы также заранее включили их в перечень, чтобы компьютер всех посчитал.
Что же касается "сибиряков", то, с точки зрения современной науки такой национальности нет, хотя, известно об исторических наименованиях различных групп русских, белорусов, украинцев, татар с применением слова "сибиряк". Если в ходе переписи ответ о региональной идентичности сопровождался конкретным ответом о родном языке, то данное лицо будет учтено по языковому признаку. То есть сибиряк, назвавший родным языком татарский, будет отнесен в группу "татары", если русский – то к "русским", якутский – к "якутам".
Если же признака языка в переписном листе не будет, то такой ответ будет отнесен в графу "Прочие", куда включены все самоназвания.
Так что перечень самоназваний нельзя путать со "списком национальностей", у него другая задача – это вспомогательный документ. Он даже не раздавался переписчикам, а используется только там, где осуществляется машинная обработка ответов.
- Какие реальные тенденции в отношении проживающих на территории РФ национальностей можно будет выявить по итогам Переписи-2010?
- Мы пока не имеем конкретных разработок и анализа ответов о национальной принадлежности и о родном языке опрошенных. Замечу, что число лиц, которых переписали заочно – по административным документам - составило, по предварительным сведениям, 3,6 миллиона человек. То есть определенная часть населения не будет участвовать в анализе ответов о национальной принадлежности.
Однако, очевидно, что по итогам переписи национальная палитра нашей страны станет разнообразнее. Как я уже говорил, согласно переписи 2002 года все ответы были сгруппированы в 182 национальности, плюс имелась категория "другие национальности". Не исключено, что в переписи 2010 года из последней категории будет учтено больше вариантов в основном списке, например, за счет выходцев из Юго-Восточной Азии, так как известно, что их в России стало больше.
Вместе с тем, по результатам обработки данных наверняка, как это уже было в 2002 году, появится такой ответ, как "россиянин". Это говорит о том, что у нашего населения возрастает осознание гражданского единства.
Перепись также поможет нам выяснить уровень знания родного языка. Хочу напомнить, что по итогам прошлой переписи в РФ было выявлено 239 языков, наречий и диалектов. Очень важно посмотреть, что происходит сейчас с особо защищаемыми малыми языками, которые специалисты относят к находящимся на гране исчезновения или исчезающим. Я говорю о языках коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Но хочу напомнить, что за время существования и Российской Империи, и СССР, и уже Российской Федерации наша страна не потеряла ни одного языка и ни одного народа.
- Как, по Вашему мнению, итоги переписи могут повлиять на национальную политику в России?
- В задачи национальной политики входят сохранение гражданского мира, межнационального согласия, поддержка формирования общероссийской идентичности и развитие все этнических культур нашей страны. В результате переписи мы увидим, какие направления этой политики нуждаются в оперативной поддержке. Перепись поможет проанализировать процессы внешней и внутренней миграции и соответственно скорректировать концепцию миграционной политики. Мы поймем, какие языки нуждаются в дополнительной поддержке, где нужны новые учебники, учителя, классы, национальные театры, фольклорные коллективы. Сможем увидеть, насколько эффективной была программа поддержки русского языка, который является не только государственным языком, это фактически язык общения для большинства жителей страны независимо от национальности. Так что итоги переписи очень важны буквально для всех направлений внешней и внутренней политики государства. Очередные разработки на основе ее данных с нетерпением ждут не только, ученые и представители гражданского общества, но и органы власти - от федеральных до уровня местного самоуправления.