МОСКВА, 15 апр - РИА Новости. На минувшей неделе стало известно, что российские фильмы не попали в каннский конкурс, зато русское искусство побило очередной рекорд на "Кристис" и "Сотбис", кинокомпания "Централ Партнершип" лишилась своего основателя Рубена Дишдишяна, а РСП Михалкова вернуло себе право взимать авторские сборы с техники и носителей, ну а арт-группа "Война" продолжала оставаться у всех на устах из-за критики Минкультуры и внимания правоохранительных органов.
Без шума и пыли
В понедельник апелляционный суд подтвердил право михалковского РСП взимать так называемый "налог с болванок" - 1% от стоимости флешек, ноутбуков, телефонов и проигрывателей в пользу режиссеров, поэтов и композиторов. Решение это прошло, в сущности, незамеченным - хотя на вопросы, волновавшие общественность еще осенью (насколько вырастут цены? сколько из полученных 200 миллионов долларов РСП станет оставлять себе на жизнь?), ответов так и не получено.
Зато теперь налицо полный комплект организаций, аккредитованных на сбор разнообразных авторских отчислений: их четыре. "Российское авторское общество" (РАО) следит за исполнением музыкальных произведений на сцене и в эфире. "Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства" (УПРАВИС) курирует произведения изобразительного искусства и рукописи. Наконец, "Всероссийская организация интеллектуальной собственности" (ВОИС) бдит над исполнением фонограмм.
Правда, конкуренты вновь грозят Михалкову обжалованием, так что практическая организация процесса, похоже, опять откладывается.
Смена всех
Во вторник было объявлено о смене руководства в крупнейшей отечественной кинокомпании "Централ Партнершип": ее основатель и бессменный глава Рубен Дишдишян ушел в никуда, а вместо себя оставил давнего соратника, главного по дистрибуции Марка Лоло. Почему так произошло - не объяснили: комментариев не давал ни бывший президент, ни будущий, ни даже глава контролирующего компанию холдинга "Профмедиа". Коллеги-продюсеры уклончиво отвечали: наверное, что-то личное. Впрочем, уверяли они, компания ЦПШ прекрасно отстроена, так что на бизнесе перестановки не отразятся.
Посильнее "Фауста" Сокурова
В конкурсной программе, которую объявил в четверг арт-директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо, ни одной русской фамилии не оказалось, хотя все рассчитывали встретить там если не "Фауста" Сокурова, то хотя бы "Елену" Звягинцева. Единственным отечественным режиссером, который отправится на набережную Круазетт, станет Бакур Бакурадзе: его дебют, "Шультес", показывали в "Двухнедельнике режиссеров"; "Охотника" взяли уже в параллельный конкурс "Особый взгляд".
Правда, ходят слухи, что еще не все потеряно: пока конкурсантов только 19, к ним вполне могут кого-нибудь добавить в последний момент - в Канне так очень часто делают.
Из приятных сюрпризов основной программы: Педро Альмодовар доснял-таки "Кожу, в которой я живу" с Пенелопой Крус и Антонио Бандерасом, итальянец Паоло Соррентино привезет-таки свой англоязычный дебют с Шоном Пенном, а Джерри Брукхаймер устроит вне конкурса европейскую премьеру четвертых "Пиратов Карибского моря".
Кроме того, на фестивале будут новые фильмы каннских фаворитов - Ларса фон Триера, Терренса Малика, Наоми Кавасе, братьев Дарденнов и Аки Каурисмяки, а также фильм про французского президента Саркози (вне конкурса) и фильм Вуди Аллена с участием жены Саркози Карлы Бруни (на открытии).
От войны да от сумы
На вручении премии "Инновация" эпопея с арт-группой "Война" не завершилась - Воротников, Николаев и компания продолжают будоражить умы арт-критиков, политиков и милиционеров. Общественная палата приняла специальную резолюцию, в которой объявляла, что расходование денег налогоплательщиков на поощрение людей, фактически рисующих на заборах, - пощечина здравому смыслу и вопиющий непрофессионализм Минкультуры. Одна дама даже предположила, что министру Авдееву, который допустил, чтобы жюри премии "Инновация" наградило "Войну" за "Х... в плену у ФСБ", хорошо бы уволиться и перевестись в питерский ОМОН.
Министерство от "Войны" поспешило откреститься, назвав акцию на Литейном "провокационной, хулиганской, омерзительной с художественной и нравственной точки зрения". Однако же ведомство отстаивает свое право заниматься культурой, а не цензурой, и решило не вмешиваться в работу жюри.
Тем временем против лидера "Войны" Олега Воротникова, и без того находящегося под следствием с прошлой осени за акцию "Дворцовый переворот", завели новое дело о хулиганстве - на сей раз по следам "Марша несогласных", где он обливал милиционеров мочой, за что был арестован и избит. Адвокаты переживают, что новое следствие опять может довести их подзащитного до СИЗО, из которого он только-только выбрался в конце февраля, - а "Война" только радуется: приключения!
Русские торги и нерусские миллионы
Крупнейшие аукционные дома "Кристис" и "Сотбис" провели традиционные "Русские торги" в Нью-Йорке и традиционно побили пару рекордов на произведения русских мастеров. Оживший после кризиса арт-рынок уже в прошлом году показывал колоссальный прирост, с легкостью выйдя на уровень доходов сытого 2007-го года.
"Кристис", который провел аукцион 14 апреля, выручил за произведения русских мастеров более 5 миллионов долларов. Топ-лот - портрет кисти Бориса Григорьева "Дети" с эстимейтом 600-800 тысяч долларов - ушел за 1,3 миллиона долларов. Полотно Алексея Корзухина "Крестьянские дети в лесу", проданное за 266,5 тысячи долларов, установило личный рекорд художника, который был одним из ключевых участников "бунта четырнадцати" 1863 года, а в 1870 году стал одним из основателей творческого объединения передвижников. Также рекордными стали продажи для Марка Антокольского.
"Сотбис" провел свои "Русские торги" в Нью-Йорке днем раньше, во вторник, и также установил несколько рекордов - холст художника Генриха Семирадского (1843-1902) "Танец среди мечей" был продан на утренней сессии за 2,1 миллиона долларов при верхней планке эстимейта, установленной на отметке 600 тысяч долларов. Еще один рекорд на торгах установил рисунок советского мастера Юрия Пименова (1903-1977) "Кафе". Он был продан за 410,5 тысячи долларов и стал самым дорогим рисунком на бумаге, выполненным российским художником XX века.
Кроме того, "Сотбис" отличился на уходящей неделе продажей капсулы корабля "Восток ЗКА-2" в День космонавтики 12 апреля: ее приобрел за почти 3 миллиона долларов российский бизнесмен Евгений Юрченко с намерением вернуть в Россию.