МОСКВА, 14 апр - РИА Новости. Музыкант и актер Петр Мамонов, который отмечает в четверг свое 60-летие, развил в себе страсть к новаторству и экспериментам, которая теперь не позволяет ему останавливаться или оборачиваться назад, считает его друг и коллега по группе "Звуки Му", музыкант и культуролог Александр Липницкий.
За что бы ни брался Петр Мамонов, он все превращает в невиданный перформанс, заставляющий усомниться в реальности происходящего. Свой артистический талант он проявлял с ранних лет, за что с треском был выгнан из двух школ. Чуть позже умудрялся устраивать спектакли на задней площадке движущегося троллейбуса, писал стихи, подрабатывая то грузчиком, то банщиком, и наконец, нашел себя в музыке, создав группу "Звуки Му". Но и тут выступил оригинально, начав музыкальную карьеру уже за 30, хотя в рок-музыку обыкновенно тянутся в раннем юношестве.
Моноспектакли, которыми артист увлекся в начале 90-х, одними названиями уже заслуживают внимания: "Есть ли жизнь на Марсе", "Шоколадный Пушкин" или "Мыши, Мальчик Кай и Снежная Королева", где Мамонов производит впечатление человека из совсем другого измерения, нежели сидящие в зале зрители. И, наконец, родившись 14 апреля 1951 года на Большом Каретном, Мамонов к середине 90-х успел настолько пресытиться мирской жизнью, что переехал в далекую деревню Ефаново, отказавшись даже от телефонной связи. Впрочем, периодически он устраивает вылазки в столицу с новыми проектами и снимается в кино.
Как Хендрикс и Заппа
Влияние лидера "Звуков Му" на российскую рок-музыку неоценимо, однако этим его значение не ограничивается, признался РИА Новости Липницкий.
"Я считаю, что место моего товарища по школе, коллеги и лидера группы, в которой я играл, не ограничивается российской рок-музыкой, в отличие от большинства наших коллег. Мамонов - один из тех людей, которые входят в контекст мировой современной музыки наряду с такими именами, как Фрэнк Заппа, Джимми Хендрикс, Joy Division - то есть с новаторами", - сказал он.
По словам собеседника агентства, "именно свойствами экспериментатора и новатора Мамонов выделяется из того моря мэйнстрима, который и составляет планктон современной мировой рок-музыки".
"Это человек, который никогда не позволял ни себе, ни музыкантам его группы банально мыслить. Он и в нас развивал, и в себе сумел развить на протяжении предыдущей жизни страсть к эксперименту. И только благодаря этому "Звуки Му" занимают такое особое положение в российском роке", - считает коллега юбиляра.
Не оглядываться назад
По мнению Липницкого, именно страсть к экспериментам заставила Мамонова в свое время уйти из "Звуков Му" и изменить свою жизнь.
"Не желая повторяться и оглядываться назад, в конце концов он ушел из той среды, где он посчитал себя полностью выразившимся, и попробовал себя в новом качестве - сначала в театре, потом в кино", - объяснил музыкант.
Он отметил, что последняя попытка группы сыграть со своим основателем была предпринята в 2009 году, когда планировался большой праздничный концерт к 25-летию "Звуков Му". "Петя сослался на то, что у него шалит сердечко. Я думаю, это была отговорка - просто он не хочет возвращаться, что называется, на старые места", - признался Липницкий.
Он добавил, что всегда ждет от Мамонова чего-то нового, поскольку считает его "выдающимся современным музыкантом и мастером перформанса".
"Там, где он сам себе хозяин - это всегда исключительно интересно и не имеет аналогий в мировом современном искусстве. Та музыка, которой занимался и занимается Мамонов - музыкальные спектакли, которые я бы назвал авангардными мюзиклами, - это абсолютно свободная стихия, в которой нет никаких продюсеров, давления шоу-бизнеса", - сказал Липницкий, добавив, что старается не пропускать мамоновские премьеры.
Человек спонтанной одаренности
Единственная область мамоновского самовыражения, которая не вызывает у Липницкого энтузиазма, - это его работа в кино.
"Что касается фильмов, в которых его сейчас снимает Лунгин, - это мейнстрим. Нынешнее кино - это вообще коммерческое, низменное искусство по большей части. Это то, чем Мамонов не занимается в жизни, в своем индивидуальном творчестве", - убежден Липницкий.
Он полагает, что результат съемок зависит от того, насколько сценарий совпадает с исполнителем: в "Острове" все сложилось удачно, а вот "Царь" провалился.
"Самая оригинальная точка зрения на фильм "Царь" была высказана одним нашим общим другом, который сказал, что Лунгин ошибся с кастингом - Петя должен был играть одержимого жаждой истины и справедливости митрополита Филиппа, а Олег Янковский прекрасно бы справился с образом Ивана Грозного, для прочтения которого требуется актерская техника. А Мамонов ей не обладает, потому что просто не учился этому", - объяснил музыкант.
Кроме того, по его словам, "царь - это всегда политик, хитрое существо, и Петя как музыкант и поэт не смог сыграть коварного человека. А вот человека хорошего он мог сыграть здорово, как и вышло в "Острове".
"Лунгин снимает кино по системе Станиславского, где нужна традиционная актерская техника, которой люди такой спонтанной одаренности, как Мамонов или Фрэнк Заппа с Дэвидом Боуи, которые тоже снимались в кино, не владеют и не хотели бы овладеть", - подчеркнул собеседник агентства.
Поздравления через телевизор
В заключение Липницкий вспомнил, что на днях смотрел по телевизору программу о природе гениальности, и она навела его на мысли о Мамонове.
"В передаче один из ученых, комментируя ген гениальности, сказал, что она связана с гормонами молодости, эротикой, сексом, и даже отметил, что многие гении теряют свою созидательную способность, когда все это уходит. Я бы хотел пожелать Петру, чтобы он опроверг досужее мнение одного из исследователей природы гениальности, и чтобы гениальность не покидала его до последних дней жизни", - сказал он.
Музыканты "Звуков Му" в полном составе решили выступить на одном из телеканалов с маленьким праздничным концертом, приуроченным к юбилею своего основателя.
"Сыграем пять-шесть песен в его честь и им же написанных. Играть будут те же люди, которые выходили на сцену на премьере группы "Звуки Му" в январе 1984 года - вся наша группа, Сергей Рыженко и Василий Шумов. Но известно, что Петр не пользуется современными средствами информации, в том числе и телефоном, так что узнает он об этом выступлении или нет - большой вопрос", - заключил Липницкий.