Рейтинг@Mail.ru
Москва зовет Украину в ТС, Киев требует новых газовых контрактов - РИА Новости, 12.04.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Москва зовет Украину в ТС, Киев требует новых газовых контрактов

Читать ria.ru в
Дзен
Премьер-министры Украины и России во вторник в Киеве обсудили вопросы экономического сотрудничества, в том числе и в области энергетики, а также перспективы присоединения Украины к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. Несмотря на обширный список вопросов, о конкретных договоренностях заявлено так и не было.

КИЕВ, 12 апр - РИА Новости, Людмила Лысенко. Премьер-министры Украины и России Владимир Путин и Николай Азаров во вторник в Киеве обсудили вопросы экономического сотрудничества, в том числе и в области энергетики, а также перспективы присоединения Украины к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству. Несмотря на обширный список вопросов, о конкретных договоренностях заявлено так и не было.

Москва зовет Украину в Таможенный союз

Вопрос о вступлении Украины в Таможенный союз, созданный Россией, Белоруссией и Казахстаном, и присоединении к Единому экономическому пространству этих стран обсуждается уже не первый год. Но с приходом к власти в 2010 году Виктора Януковича и активизацией переговорного процесса между Киевом и Брюсселем о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом, эта тема зазвучала с новой силой.

По словам Путина, от вступления в Таможенный союз Украина "выиграет" во всех смыслах: ВВП страны вырастет дополнительно на 1,5-2%, экономическую выгоду ощутят и многие отрасли экономики такие, как машиностроение, сельское хозяйство, металлургия, химическая промышленность.

"Если посмотреть на расчеты экспертов, то при продвижении на этом пути прямой выигрыш Украины будет составлять где-то, по нашим данным, от 6,5 до 9 миллиардов долларов в год", - отметил российский премьер во время встречи со своим украинским коллегой.

По мнению Москвы, Украине проще было бы вести переговоры о ЗСТ с Евросоюзом после вступления в Таможенный союз. Вместе с тем украинское руководство не планирует отказываться и от планов по созданию зоны свободной торговли с Евросоюзом, что вызывает обеспокоенность Москвы.

По словам Путина, открытие Украиной своих рынков для европейской продукции может привести к неконтролируемому поступлению товаров из Европы на российский рынок. Глава российского правительства подчеркнул, что России придется ввести защитные меры в торговле с Украиной в случае создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС на условиях ВТО.

"Уровень таможенной защиты стран Таможенного союза примерно 10,5%, а уровень таможенной защиты Украины в ВТО - 4,5%. У нас возникают опасения, что если на таких же условиях будет создана зона свободной торговли с Евросоюзом, то значительная часть товаров не будет востребована на внешних рынках, эти товары будут поступать с Украины на нашу таможенную территорию", - заявил Путин.

В свою очередь Азаров выразил надежду на то, что введение в действие Таможенного кодекса Таможенного союза не окажет негативного влияния на торгово-экономическое сотрудничество между Киевом и Москвой. Ранее украинский премьер заявлял, что Киев намерен найти такую форму сотрудничества с ЕС и Таможенным союзом, которая позволила бы сотрудничать с каждой из сторон без потерь для экономики страны.

На прошлой неделе президент Украины Виктор Янукович заявил, что Киев готов сотрудничать с Таможенным союзом в формате "3+1".

Киев требует пересмотра газовых контрактов

Азаров также заявил о необходимости ускорить переговоры по подготовке нового газового соглашения между Киевом и Москвой. Украина с марта 2010 года добивается от РФ пересмотра формулы расчета цены на газ, но сторонам пока не удается достичь компромисса в этом вопросе. В частности, формула, заложенная в соглашении, предусматривает привязку к цене на нефть на мировых рынках.

"Учитывая масштаб и значимость нашего взаимодействия в топливно-энергетической сфере и наши неоднократные разговоры и переговоры о необходимости подготовки нового газового соглашения, считал бы необходимым значительно ускорить работу по согласованию такого соглашения", - сказал Азаров на встрече с Путиным.

По словам Азарова, Украина неукоснительно и в полном объеме выполняет свои обязательства по транзиту российского газа в европейские страны.

Соглашение о поставках газа, предусматривающее формулу ценообразования на топливо, было подписано в 2009 году при президенте Викторе Ющенко и премьере Юлии Тимошенко. Дополнительное соглашение к базовому контракту "Нафтогаза" и "Газпрома", заключенное 21 апреля 2010 года, предусматривает скидку на газ в размере 100 долларов за тысячу кубометров. "Нафтогаз Украины" прогнозирует, что во втором квартале цена на газ повысится до 280 долларов. Как заявил в начале марта текущего года замминистра энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Макуха, среднегодовая цена на газ из РФ для Украины в этом году может превысить 300 долларов за тысячу кубометров.

Кроме того, по словам Азарова, Украина хочет получить от России твердые гарантии относительно объемов прокачки газа в страны Европы. Украинский премьер также выразил надежду на участие компаний РФ в реконструкции ГТС Украины.

На сегодняшний день по территории Украины прокачивается около 80% газа, который поставляется в Европу. В то же время Россия планирует построить "Южный поток", который пройдет в обход Украины. Украинские власти считают модернизацию своей газотранспортной системы менее затратным и более эффективным проектом, нежели "Северный поток" и "Южный поток", которые пойдут в обход Украины. Нынешние власти неоднократно призывали Москву отказаться от планов строительства "Южного потока". Российские официальные лица отмечали, что РФ сохраняет заинтересованность в украинской ГТС, но не откажется от строительства новых газопроводов.

Энергетика

Украина заинтересована в скорейшем создании совместного предприятия на базе "Нафтогаза" и "Газпрома", заявил Азаров.

"Мы заинтересованы, чтобы в ближайшее время провести оценку соответствующих активов и найти оптимальный формат и наиболее приемлемые условия такого совместного предприятия", - сказал он.

Ранее российские власти заявили, что процесс создания СП осложняется планируемой приватизацией украинского холдинга, за миноритарный пакет которого в Киеве планируют получить 5-6 миллиардов долларов. При этом украинское законодательство не позволяет отчуждать газотранспортную систему страны. Соответственно, как отмечают в "Газпроме", будущим инвесторам "Нафтогаза" трудно оценить перспективы совместного предприятия.

Впервые идея создать СП между НАК "Нафтогаз Украины" и ОАО "Газпром" была озвучена Путиным в апреле 2010 года. В декабре прошлого года председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер и министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко договорились о создании двух совместных предприятий: по добыче газа из угольных пластов на территории Украины и по разработке структуры Паласа на шельфе Черного моря. Также в декабре 2010 года "Газпром" и "Нафтогаз" подписали меморандум о создании СП для добычи метана из угольных пластов.

В марте этого года совет директоров "Газпрома" поручил правлению холдинга продолжить работу с Украиной по созданию совместных предприятий в области добычи углеводородов.

По словам Азарова, Украина готова к созданию таких совместных предприятий с Россией.

"На мой взгляд, важную роль в углублении нашего сотрудничества в энергетической сфере должно сыграть создание совместных предприятий с участием украинских и российских компаний по добыче углеводородов в Украине. Мы готовы предложить черноморский шельф, а также добычу из нетрадиционных источников", - сказал Азаров.

Во время встречи Азаров предложил Путину в ближайшее время подписать российско-украинское межправительственное соглашение по параллельной работе объединенной энергетической системы Украины и единой энергосистемы России.

В свою очередь российский премьер пригласил своего украинского коллегу принять участие в заседании комитета по энергетическому сотрудничеству, которое пройдет в Москве в июне этого года с участием Казахстана и Белоруссии.

Транспорт, космос и другие вопросы

По мнению украинского премьера, России и Украине необходимо в короткие сроки завершить работу по подготовке техзадания на разработку ТЭО строительства транспортного перехода через Керченский пролив.

Россия и Украина в конце ноября 2010 года подписали меморандум о взаимопонимании по вопросу строительства транспортного перехода через Керченский пролив. Меморандум подписан министерством транспорта РФ, министерством транспорта и связи Украины и Внешэкономбанком, который, как предполагается, будет финансировать проект. Подписание этого документа стало первым шагом в реализации проекта строительства моста Крым - Кавказ.

Проект, обсуждавшийся еще в советские времена, был заморожен в середине 2000-х годов по инициативе Киева из-за территориального спора с Москвой в Керченском проливе, в частности по вопросу о принадлежности Тузлинской косы.

Мост через Керченский пролив мог бы сократить транспортный путь из украинского Херсона в Новороссийск на 450 километров. По оценкам экспертов, транспортный переход через Керченский пролив сделает Крым и российскую часть Черноморского побережья Кавказа единым курортным регионом и станет первым шагом к реализации более крупного проекта - строительства кольцевой магистрали вокруг Черного моря.

Азаров также заявил, что Украина готова в ближайшее время завершить согласование всего комплекса вопросов по обеспечению высокоскоростного железнодорожного движения по маршруту Киев-Москва-Киев и предлагает России в короткие сроки решить вопрос упрощенного пограничного досмотра.

Ранее РЖД и Государственная администрация железнодорожного транспорта Украины ("Укрзализныця") договорились вводить скоростное движение между РФ и Украиной в три этапа.

На первом этапе - в 2011 году - планируется ускорить движение пассажирских поездов на направлении Москва-Киев, в частности путем сокращения времени проведения погранично-таможенного досмотра. На втором этапе, в 2012-2013 годах, будет организовано скоростное движение дневных поездов на направлении Москва-Киев, в 2012 году - отдельных поездов на направлении Москва-Харьков. На третьем этапе планируется начать скоростное движение поездов на направлениях Москва-Харьков-Адлер, Москва-Харьков-Симферополь.

Кроме того, премьер-министр Украины заявил о необходимости завершить уже в ближайшее время создание российско-украинского совместного предприятия между украинским государственным авиастроительным концерном "Антонов" и ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация".

В марте ОАК и концерн "Антонов" заключили договор купли-продажи доли в размере 50% в уставном капитале ООО "Управляющая компания "ОАК - Гражданские самолеты", на базе которого будет создано совместное российско-украинское предприятие "ОАК-Антонов".

По словам Азарова, необходимо активизировать работу по увеличению объемов серийного производства самолетов Ан-140, Ан-148, Ан-158 и транспортных самолетов Ан-70 и Ан-124. Другим направлением взаимодействия, по словам Азарова, может стать совместная работа в сфере производства авиационных двигателей.

Также был затронут вопрос сотрудничества Украины и России в космической сфере.

В частности, во время встречи с президентом Украины Виктором Януковичем глава российского правительства предложил Киеву подключиться к проекту строительства космодрома "Восточный", который обеспечит России независимый доступ в космос. В настоящее время все пилотируемые старты проходят с площадки номер один космодрома "Байконур", который Россия арендует в Казахстане.

"Восточный" - будущий российский космодром, который планируется построить на Дальнем Востоке в Амурской области, недалеко от ЗАТО Углегорск. Начало строительства космодрома запланировано на лето 2011 года, стартового комплекса - на 2012 год, первый запуск ракет - на 2015 год, завершение строительства намечено на 2016 год, а в 2018 году должны начаться запуски кораблей с космонавтами.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала