Так получается, что повод для самых глубоких размышлений о "великом" мне подкидывают… мои дети. На днях младший сын запустил мозговую деятельность своей мамы вопросом: "А национальная идея - это когда все об одном и том же думают?" (эх, опять я, видно, не углядела, и его ужин прошел под аккомпанемент каких-то теледебатов). На мое "ну, не совсем так" я, естественно, получила "а как?". Задав направление моим мыслям, ребенок продолжил искать Шамбалу в игре на PlayStation, а я занялась поиском приемлемого для него, точнее, для его возраста, ответа.
По уровню сложности очередная задачка сына превзошла все предыдущие, в число которых входили тривиальные "откуда берутся дети" и "как летает самолет", а также не вполне объяснимая с точки зрения физики "есть ли Бог на свете".
С одной стороны, чего сложного? Национальная идея - это некая цель, к которой стремятся люди, проживающие в одной стране. Но ведь такой ответ вызовет у сына целую серию новых вопросов, типа, "к чему мы стремимся?" и "как мы это сделаем?".
На первый ответить легко: по большому счету, единственное, к чему стремится каждая нация (и мы здесь не исключение), так это к тому, чтобы люди жили в достатке, уверенно смотрели в завтрашний день. На второй вопрос ответить труднее, ибо придется рассказывать юному и чрезмерно любопытному гражданину что-то из серии основных принципов "Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года". А они и для взрослого, вполне себе образованного человека не очень понятны, особенно, когда стратегические ориентиры развития государства начинаешь примерять к реальности.
Как же все просто было раньше. Ты мог никогда не читать программные документы очередного коммунистического съезда, но твердо знал, о чем там идет речь, ибо емкие тезисы советской (национальной) идеи пестрели на всех углах. Цель: "Вперед, к победе коммунизма", способ реализации: "Развернем социалистическое соревнование", ответственный: "Партия - наш рулевой". И что важно, эти слоганы, которые до сих пор стоят перед глазами, делали свое дело.
Не знаю, как вы, а я была уверена, что живу в самой лучшей на свете стране, и даже жалела своих сверстников, которых судьба занесла в "мир наживы и чистогана". Признаюсь, сомнения, что все у нас как-то… не вполне… у меня были. Я знала, что мама (почему-то ночью) слушает иностранные радиопередачи, что у папы на книжных полках (почему-то во втором ряду) лежит, так называемый, "самиздат". Смуту вносили и кадры телерепортажей, в которых те, кого дикторы называли "жертвами капитализма" щеголяли в джинсах (везуха!) и вообще были довольно упитанны.
Но даже при всем при этом с вопросами о национальной идее я к родителям не лезла. Да и с чего бы? Вон она, на соседнем доме каждый вечер "горит" аршинными буквами.
Потом пресловутый "железный занавес", а вместе с ним и знакомый с детства неоновый лозунг про Славу с фамилией КПСС отправили в топку перестройки и гласности. Правда, денег в семье стало как-то совсем мало, еды в магазинах тоже. Но зато стало можно все, что ранее было запрещено. Над улицами протянулись растяжки про свободу слова и права человека. Мы радостно приступили к реализации новой национальной идеи - построению демократического гражданского общества.
Теперь… а что же теперь. Теперь свободно говорящее (в целом), права имеющее (в частности) гражданское (по идее) общество озадачено в массе своей достижением некоего "стандартного стандарта" качества жизни. В среднем это выглядит так: работа в офисе в стиле Hi-Tech, приличная, по мнению коллег, машина, отпуск в Турции, выходные в торговых центрах.
На мой взгляд, вышеозначенный стандарт можно смело назвать современной национальной идеей, поскольку он соответствует ее главному принципу - то есть является целью, к которой стремится народонаселение одной страны.
При этом не думайте, что традиция внедрения в массовое сознание неких установок посредством наглядной агитации канула в Лету. Партийные идеологемы на домах успешно заменила реклама. Она буквально обвивает народ мощным плющом из красочных баннеров и плакатов, телевизионных роликов. Знакомое с детства "Мир! Труд! Май!" заменили "Кириешки без спешки". На смену обязанностям "претворить в жизнь" решения какого-то там съезда пришла возможность "управлять мечтой", имея Тойоту.
Нет, я не считаю, что это плохо. Про "Кириешки" ничего не скажу, а Тойота реально "рулит" (особенно ее внедорожники). Речь идет о том, что "свято место пусто не бывает", что люди не могут жить без какой-либо цели и ее внешних атрибутов. А вот что эту цель составляет на данном этапе развития нации - это уже тема для научного исследования по дисциплине "психология современного общества".
Диплома специалиста-психолога у меня, конечно, нет. Но есть воображение, в котором современное российское общество выглядит пестрым лоскутным одеялом (на языке знатоков так называемых "актуальных трендов" - patchwork).
Граждане, для которых предел мечтаний вышеозначенные офис, пристойная машинка и отпуск в Турции - представляются мне веселеньким ситцем, ибо его "много и недорого". Незначительную часть одеяла - могут составлять тряпочки, напоминающие драп (это те, кому, собственно, и принадлежит офис, то есть коммерческая и чиновничья "элита"). Также среди лоскутков может попасться бархат или парча (пусть это будет "гламур" и прочий шоу-бизнес). Или же кусочки кожи (что-то из серии гóтов, Григория Перельмана (мега-мужик!) и новорожденных - эти категории также выделяются в обществе, как кожа в рисунке лоскутного одеяла). Довольно часто данный предмет народного творчества украшает выбивающаяся из общего стиля аппликация (в нашем случае - оппозиция).
Как понимаете, это живописание верхней, парадной стороны изделия. Но что здесь важно - она полностью изорвется за месяц активного использования без основы, изготовленной, как правило, из невзрачного сермяжного, но крайне прочного полотна. Какую часть общества это полотно представляет, догадаться несложно: ту, для представителей которого достаток - это когда покупка пары обуви взамен окончательно изношенной не грозит семейному бюджету локальным финансово-экономическим кризисом.
Не хочется уподобляться аппликации, то есть оппозиции, и поднимать тему социального неравенства, но деваться некуда. Именно оно связало в моем сознании российское общество с классическим русским лоскутным одеялом.
Конечно, социальное неравенство имеет место быть в любом государстве, но оно весьма наглядно иллюстрирует ориентиры его внутренней политики, по большому счету - отношение к народу. Незначительный разрыв между, как раньше говорили, классами - четко указывает на то, что, формируя и реализуя задачи развития страны, правительство ставит во главу угла человека, его интересы, потребности. И наоборот, чем меньше учитываются нужды людей, тем масштабнее пропасть между слоями общества, тем сильнее разнится их численность. Короче, пропорциональность качества жизни социальных групп - это знак качества работы власти.
Думаю, давать оценку работе власти особого смысла нет. Капитан Очевидность - это не мой герой, а вы все сами видите, чувствуете, знаете. Другое дело - национальная идея России.
Сколько за последние 20 лет мы слышали криков, мол, "четкой идеологии у нас в стране нет, национальная идея не сформулирована". И каждый раз мне этих крикунов спросить хочется: "Вам шашечки или ехать?". Если на каждом заборе будет написан слоган, воплощающий суть национальной идеи - там, за забором что, сразу жизнь наладится?
Согласна, и идеология нужна, и национальная идея. Это скрепляющие силы общества, энергия его движения на пути развития. Но при этом надо понимать: для того, чтобы мы "скрепились" и начали куда-нибудь "двигаться" - нужна определенная степень единства взглядов и действий, общее понимание целей, ценностей и ориентиров. И как тут быть российскому обществу, которое, следуя моей ассоциации с лоскутным одеялом, представляет собой пеструю не только по внешнему виду, но и, что самое главное, по структуре ткани картину? О каком единстве помыслов и задач может идти речь, когда кто-то измеряет полноту своего счастья наличием стразов "Сваровски" на колесных дисках, а кто-то мечтает о возможности честно купить шесть глазированных сырков?
При таком раскладе рассуждать о формировании и внедрении в народное самосознание национальной идеи, тем более, в том высоком политическом звучании, который жаждут ратующие за наличие четкой идеологии - как-то неспортивно.
России дали команду "Вперед!", но почему-то не учли, что одна часть ее общества стартует прямо у финишной черты, другая - на, собственно, стартовой линии, а третья (причем, основная) далеко за пределами стадиона. Итог такого марафона - очевиден: те же, тогда же и там же.
Кстати, в, так сказать, "приземленном", бытовом смысле национальная идея у нас есть. Помните, я чуть выше говорила о стремлении к "стандартному стандарту"? Правда, тут вспоминаются обидные клише "общество потребления" или "мещанство", но что делать… Как ни банально - но такова наша с вами жизнь. Помните фильм "Курьер"? Там в финале диалог двух героев - точно в тему.
- Слушай, Базин, у тебя есть мечта?
- …Пальто купить… Зима на носу, а мне ходить не в чем. Прошлую зиму в куртке проходил, болел всю дорогу.
- Тебе что, родители пальто купить не могут?
- Ага, купят они. Отец алименты платит, мать ни копейки не дает. Считает, что мне не нужны деньги. Она - больной человек. В этом нет никаких сомнений. Чего с этим поделаешь?
- На, носи на здоровье… (отдает ему свое новенькое пальто)… И мечтай о чем-нибудь великом.
Мне кажется, что когда в нашей стране у каждого будет "пальто" - мы тоже начнем мечтать о чем-нибудь великом. Нет-нет, нам не нужны подарки. Заработать на "пальто" для себя (а также, для своих детей и родителей) мы в состоянии... Только не надо мешать, сбивая наши "прицелы" рекламой "стандартных стандартов" и хаотичными свистками "на старт".
P.S. К моему счастью, сын про свой вопрос - небывалое дело - все-таки забыл. Может, к тому времени, как он вновь озадачится этой темой, ситуация у нас изменится. А до той поры я, пожалуй, усилию контроль за тем, что он смотрит по телевизору.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

