Совершенствование системы государственных услуг
Раздел 2. Совершенствование системы государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти
Желаемое состояние (как должно быть)
A. Децентрализованная система предоставления государственных услуг, в которой:
Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ):
- выполняют преимущественно функции по разработке нормативного правового регулирования, мониторинга и контроля предоставления государственных услуг, организации обмена опытом и "лучшими практиками";
- разрабатывают единые стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг;
- предоставляют ограниченный перечень государственных услуг, носящих общегосударственное значение, и только в электронном виде;
- на федеральном уровне введена процедура доказательства необходимости предоставления ФОИВ государственной услуги на основе критериев обеспечения общенациональной безопасности, единства государства.
Региональным органам исполнительной власти переданы полномочия по предоставлению массовых государственных услуг с правом делегирования их на муниципальный уровень, что должно обеспечить большую ответственность руководителей органов публичной власти, упрощение досудебного обжалования и способствовать повышению доступности государственных услуг.
Государственные и муниципальные учреждения участвуют в оказании государственных услуг на основе государственного задания, определяемого в соответствии с утвержденными стандартами.
B. Осуществлен переход на единоразовую оплату государственных услуг исключительно в форме государственной пошлины.
C. Проводится регулярный мониторинг и контроль реализации решений по оптимизации государственных и муниципальных услуг.
D. Системы отчетности о предоставлении государственных услуг и функций заменены на систему оценивания качества услуг потребителями. Низкая оценка качества предоставляемых услуг становится основанием для рассмотрения вопросов о пересмотре стандартов, а также о перераспределении соответствующих.
E. Введены санкции и персональная ответственности за нарушение стандартов предоставления государственных услуг (сокращение премиальной части оплаты труда соответствующих руководителей и должностных лиц, учет результатов при назначении на должность и прохождении квалификации, определении индивидуальных планов профессионального развития).
Основные шаги для достижения целевого состояния (что делать)
1. Сокращение государственных услуг, предоставляемых ФОИВ.
2. Передача массовых государственных услуг РОИВ, органам местного самоуправления, а большей части административных процессов - государственным учреждениям, действующим на основе государственного задания.
Для справки: на данный момент в федеральном перечне насчитывается 900 государственных услуг (функций), в региональном - 120, в муниципальном – 60.
3. Создание федерального органа исполнительной власти (наделение полномочиями существующий федеральный орган исполнительной власти), ответственного за:
- организацию работы по оптимизации государственных услуг, с наделением его контрольно-надзорными полномочиями;
- регулярный мониторинг и контроль реализации решений по оптимизации государственных услуг;
- мониторинг исполнения государственных полномочий и мониторинг оценки удовлетворенности потребителей качеством государственных услуг.
4. Федеральные и региональные ОИВы:
- разрабатывают планы оптимизации процесса предоставления государственных услуг, с учетом установленных стандартов и обязательным согласованием этих планов с представителями заинтересованных групп бизнеса и граждан;
- публично отчитываются о результатах деятельности по предоставлению государственных услуг;
- ведут соответствующую ведомственную статистику объема, качества и эффективности предоставляемых услуг, обеспечивают открытый доступ к данным.
5. Организация регулярного мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг с участием негосударственных организаций, институтов гражданского общества.