Рейтинг@Mail.ru
Материалы ЭГ №14: "Оптимизация регулятивных функций" - РИА Новости, 11.04.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Материалы ЭГ №14: "Оптимизация регулятивных функций"

Читать ria.ru в
ДзенMaxTelegram
Материалы к круглому столу экспертной группы №14 "Оптимизация присутствия государства: сокращение регулирующих функций, обеспечение прозрачности и обратной связи с гражданами и бизнесом", состоявшемуся 7 апреля.

Оптимизация регулятивных функций

Раздел 1. Оптимизация регулятивных функций, включая оценку соответствия и надзор

Желаемое состояние (как должно быть)

A. Система мер государственного регулирования, как совокупность взаимоувязанных целей и объектов государственного регулирования, обязательных требований, форм и правил проверки (контроля) соблюдения установленных требований (включая оценку соответствия, государственный и муниципальный надзор), мер ответственности.

В.    Государственное регулирование, ограничивающее права и свободы граждан и предпринимателей  может применяться только в целях исключения недопустимых рисков, связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, ограничением конкуренции, нарушением безопасности государства, прав и законных интересов граждан.

Государством устанавливаются конкретные характеристики и значения недопустимых рисков в отдельных сферах экономической деятельности.

С. Установлены обязательные требования к объектам государственного регулирования, которые:

- обеспечивают выполнение установленных целей государственного регулирования;

- сформулированы однозначно, чтобы была возможность проконтролировать их соблюдение установленными методами (недопустимость установления требований, допускающих множественность толкования, не соответствующих целям регулирования);

- устанавливаются с учетом степени риска и издержек предпринимателей и граждан на их соблюдение;

- максимально гармонизированы с международными требованиями.

D. Формы и правила проверки (контроля) соблюдения установленных требований (включая оценку соответствия, государственный и муниципальный надзор) должны:

- выбираться из установленных типовых форм в соответствии с установленными критериями (например, форма обязательного подтверждения соответствия устанавливается только при выпуске продукции в обращение, при обращении продукции на рынке применяется государственный или муниципальный надзор, аттестация персонала применяется при проверке установленных требований к персоналу и т.п.);

- устанавливаться с учетом степени риска и издержек предпринимателей и граждан;

- исключать дублирование (недопустимость применения нескольких форм проверки (контроля) соблюдения одних и тех же требований);

- не допускать ограничения вхождение предпринимателей на рынок в тех случаях, когда отсутствуют высокие риски нанесения ущерба неограниченному кругу третьих лиц, или опасность по которыми связана не с процессом осуществления деятельности, а с ее результатами;

- исключать применение необоснованных посреднических государственных услуг (в виде экспертиз, аттестаций, согласований, проводимых подведомственными организациями или аффилированными лицами);

- не допускать взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля платы с предпринимателей и граждан при осуществлении соответствующих функций, в том числе за проведение испытаний, исследований и экспертиз;

- соответствовать требованиям международных документов и рекомендаций.

 

Основные шаги для достижения целевого состояния (что делать)

1. Минимизация объектов государственного регулирования (видов деятельности, продукции, определенных процессов, персонала, оборудования, транспортных средств и другие объекты) и включения в их перечень лишь тех, по которым имеются недопустимые риски, связанные с причинением вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, нарушением безопасности государства, прав и законных интересов граждан.

2. Минимизация количества обязательных требований путем исключения требований:

- не обеспечивающих выполнение установленных целей государственного регулирования;

- носящих декларативный характер, множественность толкований;

- противоречащих международным требованиям.

3. Исключение из перечня объектов государственного регулирования объектов, к которым не установлены соответствующие требования и которые не входят в сферу государственного регулирования в странах-членах ЕС (за исключением объектов, по которым доказано наличие очень высоких рисков).

4. Радикальное сокращение разрешительных форм контроля, ограничивающих вхождение на рынок, что предусматривает:

- замену лицензирования 257 видов деятельности уведомительным порядком начала деятельности с последующим контролем;

- замену обязательной сертификации продукции на декларирование соответствия;

- отмену регистрации продукции, по которой отсутствуют недопустимые риски нанесения ущерба;

- замену государственной регистрации новых видов продукции на декларирование соответствия (за исключением высоко опасных видов продукции, которые подлежат государственной регистрации в соответствии с международными документам);

- отмену дублирующих форм проверок применительно к одному объекту;

- исключение необоснованных платных посреднических государственных услуг (в виде экспертиз, аттестаций, согласований, проводимых подведомственными организациями или аффилированными лицами), при осуществлении государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления надзорных и разрешительных функций.

5. Ликвидация избыточного контроля, включая:

- исключение видов деятельности, подлежащих обязательному уведомлению,  в случае отсутствия для них специальных требований;

- отмену обязанности вхождения в саморегулируемые организации предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, где отсутствует недопустимый риск, или безопасность которых уже обеспечивается иными государственными формами регулирования;

- исключение дублирования функций надзора органами исполнительной власти;

- введение бессрочности действия разрешительных документов и документов, подтверждающих соответствие объектов государственного регулирования установленным требованиям.

5. Передача на аутсорсинг (аккредитованным лицам)  полномочий по оценке соответствия в случаях, где отсутствуют недопустимо высокие риски и решения принимаются на основе фактической проверки установленных требований аккредитованными лицами.

6. Взимание платы за осуществление государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления разрешительных полномочий, осуществление надзора, оценку соответствия только в виде государственной пошлины, в том числе за оказание услуг, которые являются необходимыми для осуществления этих полномочий.

Взимание платы аккредитованными лицами за оценку:

- по государственным регулируемым ценам (до формирования конкурентного рынка работ по оценке соответствия);

- по рыночным ценам (после и в случае формирования конкурентного рынка работ по оценке соответствия).

7. Создание системы мониторинга результативности государственного регулирования и обратной связи результатов мониторинга с совершенствованием мер государственного регулирования, в том числе:

- мониторинга и анализа нарушений установленных требований и причинения вреда, вследствие их нарушения, информирования заинтересованных лиц

- мониторинга исполнения надзорных и разрешительных функций государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала