Оптимизация регулятивных функций
Раздел 1. Оптимизация регулятивных функций, включая оценку соответствия и надзор
Желаемое состояние (как должно быть)
A. Система мер государственного регулирования, как совокупность взаимоувязанных целей и объектов государственного регулирования, обязательных требований, форм и правил проверки (контроля) соблюдения установленных требований (включая оценку соответствия, государственный и муниципальный надзор), мер ответственности.
В. Государственное регулирование, ограничивающее права и свободы граждан и предпринимателей может применяться только в целях исключения недопустимых рисков, связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, ограничением конкуренции, нарушением безопасности государства, прав и законных интересов граждан.
Государством устанавливаются конкретные характеристики и значения недопустимых рисков в отдельных сферах экономической деятельности.
С. Установлены обязательные требования к объектам государственного регулирования, которые:
- обеспечивают выполнение установленных целей государственного регулирования;
- сформулированы однозначно, чтобы была возможность проконтролировать их соблюдение установленными методами (недопустимость установления требований, допускающих множественность толкования, не соответствующих целям регулирования);
- устанавливаются с учетом степени риска и издержек предпринимателей и граждан на их соблюдение;
- максимально гармонизированы с международными требованиями.
D. Формы и правила проверки (контроля) соблюдения установленных требований (включая оценку соответствия, государственный и муниципальный надзор) должны:
- выбираться из установленных типовых форм в соответствии с установленными критериями (например, форма обязательного подтверждения соответствия устанавливается только при выпуске продукции в обращение, при обращении продукции на рынке применяется государственный или муниципальный надзор, аттестация персонала применяется при проверке установленных требований к персоналу и т.п.);
- устанавливаться с учетом степени риска и издержек предпринимателей и граждан;
- исключать дублирование (недопустимость применения нескольких форм проверки (контроля) соблюдения одних и тех же требований);
- не допускать ограничения вхождение предпринимателей на рынок в тех случаях, когда отсутствуют высокие риски нанесения ущерба неограниченному кругу третьих лиц, или опасность по которыми связана не с процессом осуществления деятельности, а с ее результатами;
- исключать применение необоснованных посреднических государственных услуг (в виде экспертиз, аттестаций, согласований, проводимых подведомственными организациями или аффилированными лицами);
- не допускать взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля платы с предпринимателей и граждан при осуществлении соответствующих функций, в том числе за проведение испытаний, исследований и экспертиз;
- соответствовать требованиям международных документов и рекомендаций.
Основные шаги для достижения целевого состояния (что делать)
1. Минимизация объектов государственного регулирования (видов деятельности, продукции, определенных процессов, персонала, оборудования, транспортных средств и другие объекты) и включения в их перечень лишь тех, по которым имеются недопустимые риски, связанные с причинением вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, нарушением безопасности государства, прав и законных интересов граждан.
2. Минимизация количества обязательных требований путем исключения требований:
- не обеспечивающих выполнение установленных целей государственного регулирования;
- носящих декларативный характер, множественность толкований;
- противоречащих международным требованиям.
3. Исключение из перечня объектов государственного регулирования объектов, к которым не установлены соответствующие требования и которые не входят в сферу государственного регулирования в странах-членах ЕС (за исключением объектов, по которым доказано наличие очень высоких рисков).
4. Радикальное сокращение разрешительных форм контроля, ограничивающих вхождение на рынок, что предусматривает:
- замену лицензирования 257 видов деятельности уведомительным порядком начала деятельности с последующим контролем;
- замену обязательной сертификации продукции на декларирование соответствия;
- отмену регистрации продукции, по которой отсутствуют недопустимые риски нанесения ущерба;
- замену государственной регистрации новых видов продукции на декларирование соответствия (за исключением высоко опасных видов продукции, которые подлежат государственной регистрации в соответствии с международными документам);
- отмену дублирующих форм проверок применительно к одному объекту;
- исключение необоснованных платных посреднических государственных услуг (в виде экспертиз, аттестаций, согласований, проводимых подведомственными организациями или аффилированными лицами), при осуществлении государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления надзорных и разрешительных функций.
5. Ликвидация избыточного контроля, включая:
- исключение видов деятельности, подлежащих обязательному уведомлению, в случае отсутствия для них специальных требований;
- отмену обязанности вхождения в саморегулируемые организации предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, где отсутствует недопустимый риск, или безопасность которых уже обеспечивается иными государственными формами регулирования;
- исключение дублирования функций надзора органами исполнительной власти;
- введение бессрочности действия разрешительных документов и документов, подтверждающих соответствие объектов государственного регулирования установленным требованиям.
5. Передача на аутсорсинг (аккредитованным лицам) полномочий по оценке соответствия в случаях, где отсутствуют недопустимо высокие риски и решения принимаются на основе фактической проверки установленных требований аккредитованными лицами.
6. Взимание платы за осуществление государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления разрешительных полномочий, осуществление надзора, оценку соответствия только в виде государственной пошлины, в том числе за оказание услуг, которые являются необходимыми для осуществления этих полномочий.
Взимание платы аккредитованными лицами за оценку:
- по государственным регулируемым ценам (до формирования конкурентного рынка работ по оценке соответствия);
- по рыночным ценам (после и в случае формирования конкурентного рынка работ по оценке соответствия).
7. Создание системы мониторинга результативности государственного регулирования и обратной связи результатов мониторинга с совершенствованием мер государственного регулирования, в том числе:
- мониторинга и анализа нарушений установленных требований и причинения вреда, вследствие их нарушения, информирования заинтересованных лиц
- мониторинга исполнения надзорных и разрешительных функций государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.