МОСКВА, 8 апр - РИА Новости, Ирина Саминская, Светлана Янкина. Лауреаты и члены жюри премии "Инновации", торжественное вручение которой состоялось в четверг вечером в Москве, уверены, что в этом году премия оправдала и свое название, и свой статус.
Одним из главных сюжетов общероссийской премии в области визуальных искусств "Инновация" в этом году стало выдвижение акции на Литейном мосту арт-группы "Война". Исключенная, а затем возвращенная под давлением арт-сообщества в шорт-лист группа вызвала бурные дискуссии среди профессионалов и зрителей. За историей с "Войной" остались практически незамеченными другие номинанты и победители, некоторые из которых по скандальности вполне могут конкурировать с авторами "Х*й в плену у ФСБ!". Например, один из победителей в категории "Региональный проект", художник из Новосибирска Артем Лоскутов, так же, как члены "Войны", находится под следствием за проведение художественных акций-митингов "Монстрация".
Памятник протесту
Победа Лоскутова на фоне победы "Войны" стала закономерной, уверен член жюри премии "Инновация" Андрей Ерофеев.
"Вчерашнее голосование - это точный выбор по всему, начиная с группы "Война" и включая Артема Лоскутова, Арсения Жиляева, Ирину Корину и других. Их проекты невозможно не замечать, и позиция жюри в этом году - надвкусовая. В этом году "Инновация" выглядит очень и очень солидно, тем более, что был собран удивительный состав в экспертном совете и жюри", - сказал РИА Новости Ерофеев.
Экспертный совет практически единодушно выдвинул "Войну" на "Инновацию" и отстаивал ее до последнего, пока жюри премии, в которое в этом году помимо Ерофеева вошли главный хранитель и руководитель департамента искусства музеев Лувра Мари-Лор Бернадак, искусствовед и куратор Екатерина Деготь, зав. сектором современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков, директор Московского музея современного искусства Василий Церетели и арт-директор Stella Art Foundaton Владимир Левашов, не направило письмо в оргкомитет, в котором сообщило, что голосовать будет по первоначальному списку вместе с "Войной".
На взгляд Ерофеева, действия и конечный выбор жюри этого года продемонстрировали невероятную свободу взглядов не только в масштабах России, но и Европы.
Он в очередной раз подчеркнул значимость акции "Войны" для протестного искусства и культуры в целом.
"Есть традиция искусства стрит-арта - протестного искусства по своей природе. Невозможно представить себе стрит-арт, где было бы написано "я люблю Обаму", или "обожаю Саркози". Вот, например, Жан Тэнгли поставил скульптуру фаллоса перед миланским собором", - прокомментировал Ерофеев один из самых спорных моментов - причастность к искусству акций группы "Войны".
Сам куратор и критик, автор выставки "Запретное искусство", за которую был обвинен в разжигании розни и приговорен к штрафу, Ерофеев называет произведение "Войны" памятником протесту.
"Надо также отметить мужество дирекции ГЦСИ: непросто заставить министерство поверить в то, что это произведение искусства, учитывая его вызов и провокационность. И вроде как давать ему премию - странно. Тем не менее, руководство ГЦСИ через это переступило и переступило жюри", - добавил собеседник агентства.
Как рассказал РИА Новости еще один член жюри Василий Церетели, исполнительный директор ММСИ, мнения были разные, а обсуждения - бурные.
"В итоге большинством голосов проект прошел", - добавил он. На взгляд Церетели, акция "Войны" - один из самых мощных проектов прошлого года. "Если рассматривать эту акцию в контексте мирового искусства граффити и стрит-арта, это наиболее интересный и уникальный по воплощению и масштабу проект - изобразить это за такое время не так уж просто", - считает Церетели.
Как известно, художники успели изобразить фаллос до развода моста за 23 секунды. "Никакой художник такого рода такую работу не делал, все ограничивались меньшими масштабами - поэтому наши ребята вписали себя в историю уличного искусства таким способом", - уверен Церетели.
Сто из ста
Лауреат в категории "Новая генерация" художник Арсений Жиляев оценил победу "Войны" на "сто из ста".
"Жюри премии - большие молодцы, они взяли на себя смелость вручить премию все-таки "Войне" ", - сказал он РИА Новости.
Он в целом высоко оценил уровень премии этого года.
"По тому, как выглядел шорт-лист премии, можно сказать, что она была одной из лучших за последние годы. То, что она открывает следующее десятилетие, - очень символично. На ней было представлено искусство нулевых - все оно было рассуждающее, думающее и по-настоящему инновационное", - сказал Жиляев, который помимо арт-деятельности курирует площадку "Старт" для молодых художников на территории "Винзавода".
На его взгляд, на выставке номинантов на "Инновацию" были показаны примеры настоящих художественных инноваций.
"Это суперклассно, что в "Инновации" начали принимать участие художнические эксперименты, реально опасные и с точки зрения истории искусства, и с точки зрения политической ситуации. В том, что такие проекты побеждают, есть большая смелость и жюри, и художников", - уверен Жиляев.
Премия "Инновация", учрежденная Минкультуры и ГЦСИ, существует с 2005 года. В разное время ее лауреатами становились Ольга Свиблова, Олег Кулик, Вадим Захаров, Оскар Рабин, Дмитрий Пригов, Андрей Монастырский и другие арт-деятели.
В этом году призовой фонд премии был увеличен до 1,5 миллионов рублей, что на полмиллиона рублей больше, чем в прошлом году. 400 тысяч рублей получает победитель в номинации "Произведение визуального искусства", 300 тысяч - за вклад в развитие искусства, по 250 тысяч рублей - за "Кураторский проект" и "Теорию. Критику. Искусствознание", 200 тысяч - за "Региональный проект" и 100 тысяч рублей - за "Новую генерацию".
Кроме "Войны", Лоскутова и Жиляева, в числе победителей этого года - Юрий Аввакумов с кураторским проектом "День открытых дверей", Антонио Джеуза с трехтомным исследованием "История российского видеоарта", Анна Желудь с инсталляцией "Продолжение осмотра". Жиляев также получил спецприз Stella Art Foundation, посольство Франции поощрило Максима Свищева, Алиса Прудникова и Ирина Корина получили премии фонда U-Art.