Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Культура

"Экспонаты" на "Золотой маске"

© Фото : предоставлено организаторами фестиваля "Золотая маска"Спектакль "Экспонаты"
Спектакль Экспонаты
С героями пьесы драматурга, одного из лидеров новой драмы Вячеслава Дурненкова - "Экспонаты" - действие которой происходит в вымышленном городке Полынск, в одинаковой мере ассоциируют себя актеры и провинции, и столицы.

Ольга Галахова, театральный критик, главный редактор газеты "Дом актера" - специально для РИА Новости.

С героями пьесы драматурга, одного из лидеров новой драмы Вячеслава Дурненкова - "Экспонаты" - действие которой происходит в вымышленном городке Полынск, в одинаковой мере ассоциируют себя актеры и провинции, и столицы. Только в рамках фестивального марафона "Золотой маски" было показано на этот раз два спектакля, поставленные по этой пьесе: в знаменитом театре Омской драмы (вне конкурса) и в театре, который никогда не приезжал в Москву, из города Прокопьевска (конкурс). Идут "Экспонаты" также и в столице, в Центре драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина (совместно с Театром.DOC).

Пьеса явно хватает за живое, предлагает новую правду о нашем падшем обществе. Другой вопрос, насколько само общество готово взирать на самое себя в этом процессе распада. Ладно, в Москве найдутся продвинутые зрители, а как в шахтерском Прокопьевске Кемеровской области, где зимой черный снег от угольной пыли, а летом невозможно по той же причине дышать? Захотят ли там лицезреть в театре то, в чем сами живут? Ведь в театр в таких городах идут за тем, чтобы расслабиться, отдохнуть от тяжелой повседневности, поэтому предпочтительней ставить комедии и еще детские спектакли. Как правило, так и верстают репертуар.

Однако случаются исключения, когда театры идут на риски. Пошла на риски и дирекция прокопьевского театра, пригласив на должность главного молодого московского режиссера Марата Гацалова.

Когда сегодня говорят о том, что у нас огромный кризис с режиссерскими кадрами, что некого назначать на освободившиеся места худруков, это так лишь отчасти. Надо давать пробовать молодым, другого выхода просто нет. Не худо поучиться у провинциалов. За год Марат так поработал с труппой, что спектакль "Экспонаты", им поставленный, был отобран экспертами "Золотой маски" в конкурсную программу, в которую не вошли спектакли, поставленные этим же режиссером в Москве. И как мне ни жаль, что в афише нет его "Прихода тела" (ЦДР), но, наверное, по высшему счету справедливо, что предпочтение отдано Прокопьевску.

Для актеров из Прокопьевска история о том, как жителей Полынска попытались предприимчивые дельцы из Москвы превратить в экспонаты музея-парка под открытым небом, стала чем-то большим, чем поводом сыграть роль. Они услышали в тексте язвительное негодование драматурга о том, как беспощадно манипулируют людьми новые капиталисты с кэгэбэшным и комсомольским прошлым. Как ради денег одни идут на то, чтобы загнать людское стадо в нелепую декорацию счастливой жизни пейзан в дешевых сувенирных сарафанах, картузах и красных рубахах, а другие выбирают - стать или не стать экспонатами в этой самой дикой пародийной картинке Святой Руси, когда вокруг все не свято.

В бывшем храме тут варят повидло, а то, что могло бы стать достопримечательностью, в состоянии разрухи. Если и есть живая точка, к которой стекается народ, то торговая лавка. Спившийся коммунист Соболев тут оставляет всю свою пенсию.Предприниматель нового образца Морозов - старший держит лавчонку и аккуратно записывает в тетрадку должников. Такая финансовая щепетильность вызывает ненависть всего предместья. Но самое страшное оскорбление, которое может выкрикнуть владельцу винного погреба спившийся пенсионер: "Фашист!". Отсюда бегут молодые, а старики бессловесно доживают жизнь, отрешенно и равнодушно. Здесь потомок царских кровей оказывается местным дурачком, вырожденцем.

Марат Гацалов приглашает зрителей не на спектакль, а на экскурсию. Вы проходите через задние кулисы. Прежде чем вы пройдеье через сцену и сядете в зале, вам выдают тряпичные тапочки. Зритель может погулять по сцене. Рассмотреть быт двух враждующих семейств предместья - бедных Зуевых и богатеньких Морозовых. При всей разнице семейных бюджетов жизнь и тех, и других одинакова. И в одном углу, где квартира Зуевых, и в другом, где живут Морозовы, стоят одинаковые столы, похожие скромные чайные сервизы, самогонка в литровой банке у бедных и ящики с водкой у зажиточных. Отец-инвалид у одних приставлен к телевизору, старуха мать у других также сидит у ящика. Они не проронят ни звука за весь спектакль.

В Полынске все на виду, поэтому студенты, задействованные в спектакле как жители городка, а также все действующие лица редко уходят со сцены: рядком сидят на лавочке, многозначительно обмениваются взглядами и наблюдают. Здесь всем все известно – например, что устойчивая вражда двух семей случилась из-за несчастной любви. Ангелину Зуеву любил Морозов старший, жену Морозова любил брат Ангелины. И дети их идут по стопам родителей. Дочку Морозовых любит сын Зуевых.

Эта намеренная симметрия жизни отцов подводит к мысли о том, что и дети не будут счастливы. Ведь сын Рома уезжает из Полынска, несмотря на свою любовь. Гацалов даже намеренно декларативен в своих режиссерских приемах, чтобы сказать нам: ничего хорошего с этим мальчиком-поэтом в Москве не случится. Он рифмует его судьбу с трагической судьбой рок – музыканта Александра Башлачева, когда даются на экран кадры его интервью американцам дома у Бориса Гребенщикова.

Новые русские в костюмчиках, прикупленных в бутиках, встретят сопротивление. Зуевы достанут автоматы, чтобы прогнать предпринимателей, желающих превратить их частную жизнь в витрину. В результате женщины останутся без мужчин-защитников. Одного будут судить, другого убьют.

Две соперницы, две несчастные женщины сблизятся после потрясений в Полынске. Парка-музея не получится.

Ангелина Зуева в своем последнем монологе, обращенном в зал, с какой-то особой доверительной интонацией расскажет о Москве, куда приехала спасать брата, о том, что столько понастроили, что она ничего не узнала. И в этой интонации актрисы зазвучит какая-то другая, особая нота, сугубо личная, сугубо прокопьевская. Актриса Светлана Попова даст понять залу, что жизнь у них там и жизнь здесь не просто разная, что живем мы не в одном пространстве, а на разных планетах. Зритель в зале невзначай чихнет на этих словах, и актриса отыграет: "Правду говорю".

Правда состоит еще и в том, что актеры разных возрастов, числом около двадцати, приехавшие на фестиваль "Золотая маска", все оказались впервые в столице нашей родины, и все хотели посмотреть Кремль и Красную площадь. Это уже не театр, а просто жизнь.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала