МОСКВА, 6 апр - РИА Новости. Лидеры объединений российских автомобилистов, опрошенные РИА Новости, говорят, что программа утилизации "автохлама" себя оправдала, выступают за ее продление, расширение масштабов и распространение на другие категории транспортных средств.
Премьер-министр РФ Владимир Путин на совещании в среду объявил о пролонгации программы утилизации легковых автомобилей до конца 2011 года, после чего она будет окончательна завершена. На эти цели правительство выделит пять миллиардов рублей. Параллельно прорабатываются аналогичные проекты в отношении грузового автотранспорта, автобусов и сельскохозяйственной техники.
По словам руководителя Федерации автомобилистов России (ФАР) Сергея Канаева, программа утилизации "доказала, что имеет право на жизнь", и "люди воспринимают ее очень позитивно".
"Данная программа выгодна всем - и правительству, и людям, которые производят эти автомобили, и тем, кто их покупает", - сказал он РИА Новости.
Вместе с тем собеседник агентства признал, что "сама программа... далека от эффективности".
"И запрашиваемая модель отсутствует, и очереди присутствуют. Все это напоминает некое советское время, когда если вы хотите купить машину, то вы должны записываться и там в течение года ожидать, когда придет ваш автомобиль. Так же происходит и сейчас", - отметил он.
Руководитель ФАР убежден в необходимости расширить список автомобилей, которые можно приобрести взамен утилизированного. По его словам, в него должны попадать "не только отечественные автомобили, но и все автомобили, которые производятся на территории РФ", в том числе иностранных марок.
С ним согласился лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков, выступающий также за расширение масштабов программы.
"Надо и диапазон автомобилей расширить, и количество транспортных средств. Сам масштаб проекта, конечно, надо увеличивать, потому что это какое-никакое стимулирование обновления российского автопарка", - сказал Лысаков РИА Новости.
Сейчас, по его мнению, удельный вес этого проекта настолько мал, что существенного влияния на автомобильный парк и на его техническое состояние не оказывает.
"Погоды эта программа не сделает. Первоначальный вариант был рассчитан на 200 тысяч единиц, а если учесть количество автотранспорта - 45 миллионов транспортный средств, то это капля в море", - отметил он.
Программа утилизации легковых машин была запущена в марте 2010 года для преодоления последствий кризиса, который уполовинил отраслевые продажи в России. По условиям программы, любой желающий может сдать свой автомобиль возрастом десять и более лет и получить скидку в размере 50 тысяч рублей при покупке нового авто, произведенного в России. Сейчас в список автомобилей, доступных по программе утилизации, входят автомобили 20 брендов.
Министр промышленности и торговли Виктор Христенко назвал программу одной из самых успешных, которые реализовывало правительство за последнее время. По его словам, за прошедшие полтора года доля российских автомобилей по сравнению с импортными выросла с одной трети отечественного автомобильного рынка до двух третей рынка.
"Решение (о пролонгации), которое сегодня было принято, означает, что до конца года к этим полумиллионам автомобилей добавится еще 100 тысяч машин, которые будут предложены российским гражданам на замену старого автопарка", - сказал министр.
Христенко сообщил, что ведомство подготовит аналогичные программы стимулирования спроса на новые автобусы и коммерческие грузовики. Собеседники агентства говорят, что реализация такой инициативы может оказать весомую поддержку представителям малого и среднего бизнеса.
"Для них обновление парка более чем актуально, потому что по-другому обновить парк, вложить достаточно скудные средства своего бизнеса - это затруднительно. Это будет действительно реальная поддержка малого и среднего бизнеса. Очень, я думаю, заинтересует предпринимателей", - сказал Лысаков.