МОСКВА, 6 апр - РИА Новости, Ольга Большакова, Ольга Липич. Советская антирелигиозная пропаганда использовала достижения отечественной космонавтики для противопоставления религии прогрессу, однако между освоением космоса и верой в Бога противоречий нет, уверены духовные деятели современной России.
Через неделю в стране будет отмечаться День космонавтики. В преддверии праздника представители традиционных религий России рассказали РИА Новости о том, как они относятся к освоению космоса и поиску разумных форм жизни во Вселенной, как священнослужители проходят тренировки в Звездном городке и почему космонавты берут на орбиту иконы.
Иконы на орбите - не суеверие
"В невесомости я несколько раз бывал. Проходил тренировку под водой - это называется "враждебная среда", там отрабатываются действия космонавта в открытом космосе. Все в центре подготовки это тысячу раз видели, а на меня смотрели, как в цирке. А когда я из скафандра выбрался, - а он жесткий, неудобно, - ко мне за благословением подошли", - вспоминает свои тренировки в центре подготовки космонавтов настоятель храма Преображения Господня в Звездном городке игумен Иов.
В его кабинете - телескоп, макеты космических кораблей, фотографии космонавтов и снимки земного шара. Духовник российских космонавтов уверен - между космонавтикой и верой в Бога нет противоречий.
"Николай Коперник и Джордано Бруно, совершившие революционные открытия о строении нашей вселенной, были людьми верующими. Слова Гагарина о том, что он не видел в космосе Бога, использовались советской атеистической пропагандой для того, чтобы противопоставить науку и религию. Гагарин и не мог увидеть Бога на орбите, поскольку тот обитает в горнем мире. Чтобы туда попасть, нужен не мощный ракетный двигатель, а чистое сердце", - считает игумен Иов.
Освоение космоса должно помочь человечеству понять, как устроен мир, созданный Богом, и какова роль человека в нем, уверен официальный представитель Московского патриархата при Совете Европы в Страсбурге игумен Филипп Рябых. Это касается и возможного существования внеземных цивилизаций, встреча с которыми, возможно, человечеству еще предстоит.
"Мы пока не знаем, существуют ли внеземные цивилизации, и какие тайны Бог сокрыл во Вселенной. Но мы до поры ничего не знали и об Антарктиде, Америке, об их природе и животных. Их человечество открыло, изучая окружающий мир. Если внеземные разумные цивилизации существуют, человечеству еще только предстоит о них узнать", - заявил представитель РПЦ в беседе с РИА Новости.
По его словам, в Библии говорится о существовании других разумных форм жизни - это ангельские миры, которые не являются материальными. Что касается освящения ракет и отправки икон на орбиту, игумен Филипп Рябых уверен, что это не просто суеверие.
"Я думаю, что полет в космос можно сравнить с пребыванием на линии фронта. Духовное напряжение делает человека верующим. Экстремальные профессии заставляют по-другому смотреть на жизнь и на Бога. А тем, кто говорит, что отправка на орбиту икон или то, что космонавты берут с собой нательные крестики - суеверие и мракобесие, нужно самим отправиться на орбиту и испытать жизнь на ее острие", - заявил он РИА Новости.
Как сообщил РИА Новости глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, после падения советского режима стали известны факты о том, что даже первые космонавты "были не чужды духовных переживаний".
"Атеистов нет ни на войне, ни в рискованных профессиях. Героическая работа, риск для жизни, высокая степень самоотдачи - это состояние, в котором человек не может не задумываться о смысле жизни и том, что он делает. Да и сама мечта русского человека о том чтобы быть ближе к звездам, быть выше других в постижении тайн мироздания очень объяснима с точки зрения характера нашего народа. Сегодня космонавты, конструкторы космических кораблей, изобретатели, люди, которые преодолели время бедности, совершенной разрухи, совершили деяния и открытия могут и должны стать примером для молодежи", - заявил Чаплин.
Намаз в невесомости
Первая в мире памятка для космонавта-мусульманина была разработана в 2007 году. Брошюра была выпущена перед полетом на околоземную орбиту 35-летнего врача-ортопеда из Малайзии Шейха Музафара Шукора. Он стал первым представителем ислама, оказавшимся в космосе в дни священного для мусульман месяца рамадан. Брошюра упрощала требования к тем молитвенным ритуалам ислама, которые сложно выполнить, находясь за пределами земного шара.
Простая арифметика - так как МКС огибает землю 16 раз в сутки, в течение 24 часов космонавту-мусульманину пришлось бы совершить молитву 80 раз. Памятка разрешает назначить время молитвы условно, по 24-часовому циклу, а направление на Мекку следует определить по приборам. Однако, как считает первый заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман России муфтий Альбир Крганов, главное для космонавта-мусульманина не строгое следование ритуалу, а его искреннее намерение совершить молитву.
"Находящийся в космосе человек может визуально определить местоположение Каабы, потому что она находится на планете Земля. Можно просто обратиться в сторону Земли, и его молитва будет принята. Все дается по намерению человека - это касается и возможных проблем с пищей космонавта на борту, и с молитвой. Совершать намаз на коврике в состоянии невесомости невозможно, но я не считаю, что это должно мешать мусульманам летать в космос", - заявил Крганов РИА Новости.
По его словам, ислам с уважением относится к освоению космоса и более того - о развитии космонавтики упоминается и в священной для мусульман книге - Коране.
"В Коране есть сура Ар-Рахман, и в ней есть аят, в котором говорится, что люди будут стремиться возвыситься, и смогут это сделать при наличии знания, богатства и труда. Те, кто трактует Коран, трактуют эти строки применительно к освоению человеком космического пространства. Мусульмане с почтением относятся к этой науке", - подчеркнул Крганов.
С ним согласен и директор научно-просветительского центра "Аль-Васатыйя", председатель научно-общественного комитета Совета муфтиев России Фарид Асадуллин.
"Согласно Корану, Всевышний призывает человека постоянно пополнять свои знания. В Коране есть аяты, содержащие призыв "Господь, увеличь мои знания". Их значение можно распространить и на освоение космоса человеком. Ислам с уважением относится к научному поиску", - пояснил Асадуллин РИА Новости.
Как и православные, мусульмане верят, что помимо человечества во вселенной существует и другая разумная жизнь, однако увидеть ее невооруженным глазом не могут даже космонавты на орбите, поскольку она нематериальна.
"Мы верим, что есть миры джинов, ангелов и людей. Это энергетические субстанции, которые созданы священным Творцом. Джины были созданы им прежде человека - так говорится в Коране. Мы их не видим на земле, но в потустороннем мире мы встретимся с ними", - уверен первый зампредседателя Центрального духовного управления мусульман России Крганов.
Постижение замысла Творца
Развитие отечественной космонавтики приветствуют и представители иудаизма, рассказал РИА Новости представитель главного раввина России по связям с общественными организациями и госструктурами Андрей Глоцер.
"Ради человека создавал Творец этот мир и ради того, чтобы человек был способен в нем реализовывать свое предназначение, свой потенциал - как духовный, так и физический. Задача каждого из нас постигать мир, который создал Бог. Поэтому наука и любые исследования, которые увеличивают наше знание о Творении, иудаизмом воспринимаются как благо. Мы с огромным восхищением смотрим на тех людей, которые покоряли космос, на тех, кто свой разум направляет на изучение вселенной и законов, по которым она существует", - заявил РИА Новости Глоцер.
По его словам, исповедующий иудаизм космонавт на орбите может столкнуться с проблемой выполнения ряда заповедей, связанных со временем. К ним, в частности, относится соблюдение шабата и совершение молитв, приуроченных к определенному времени суток, восходу и заходу солнца.
"Есть даже мнение, что нам вообще нельзя выходить в космос, поскольку он не является естественной сферой обитания человека, а значит, такой выход противоречит воле Всевышнего. Но все же многие раввины придерживаются точки зрения, что от освоения человеком космоса и получения знаний о нем, человечество в целом получает больше пользы", - добавил он.
К возможности существования внеземных разумных цивилизаций некоторые современные представители иудаизма относятся скептически.
"Что касается жизни вне Земли, то большинство современных раввинов полагает, что, поскольку целью Творения мира в целом является лишь человек, то существование других разумных существ во вселенной лишено смысла", - пояснил РИА Новости представитель главного раввина России.
Буддисты о множестве миров
В существование параллельных миров, населенных нематериальными существами, верят представители другой традиционной для России религии - буддизма.
"Будда говорил, что мир устроен сложно. Есть множество миров, которые населены множеством существ, и их могут видеть учителя, лама, причем вне зависимости от того, где они будут находиться - на Земле или в космосе", - пояснил РИА Новости президент Российской ассоциации буддистов школы Карма Кагью Александр Койбагаров.
На взгляд космонавта
Космонавты не склонны афишировать свои религиозные взгляды.
Так, президент Федерации космонавтики России, дважды герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, генерал-полковник авиации Владимир Коваленок в беседе с РИА Новости отметил, что сам он родился и вырос в религиозной семье. Однако судить о том, верующие ли другие астронавты, среди которых есть евреи, чуваши, удмурты и представители других народностей, он не может.
"Я считаю: Бог у тебя внутри, ты сам себе Бог. Как ты себя поставишь в этом мире, наверное, то и получишь и от себя, и от людей, и так далее. А когда начинают спрашивать: видел там - не видел - это настолько несерьезно, это глупо", - сказал Коваленок.
А что касается того, видел ли он инопланетян, собеседник пошутил: "Ничто живое в космосе, кроме космонавтов, не живет".
В советские времена Гагарину приписывали знаменитую фразу: "В космос летал, а Бога не видел". Однако уже в наши дни друг космонавта, доцент Военно-воздушной академии полковник Валентин Петров опроверг это утверждение, пояснив, что будучи человеком верующим Гагарин не мог произнести таких слов. На самом деле эта фраза якобы принадлежала Никите Хрущеву и была произнесена советским лидером на партийном пленуме по вопросам антирелигиозной пропаганды.