Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.
В США в ближайшее время начнется проверка всех Boeing 737-300. Эксперты опасаются, что причина разгерметизации сразу нескольких самолетов этого типа является общей проблемой для Boeing 737-300. Российские чиновники пока не давали указания авиакомпаниям на дополнительные инспекции. Но, по мнению экспертов, у пассажиров нет оснований бояться разгерметизации российских лайнеров этого типа.
План по тотальной проверке самолетов разрабатывают совместно специалисты Национального агентства по безопасности на транспорте (NTSB), Федеральное агентство гражданской авиации (FAA), Boeing и авиакомпания Southwest Airlines.
Решение о проверке возникло после того, как 1 апреля 2011 года Boeing 737-300 авиакомпании Southwest Airlines совершил экстренную посадку на военной базе в штате Аризона из-за разгерметизации салона. В верхней части салона образовалась дыра диаметром около 1,8 м. Перевозчик распорядился каждый день отменять по 300 внутренних и международных рейсов для проверки лайнеров.
Специалисты тестировали самолеты, искали аналогичные неполадки, и в итоге выявили их сразу в трех самолетах Southwest Airlines. Речь идет о небольших подповерхностных трещинах. Проблема в том, что, как заметил член комиссии NTSB Роберт Самволт, такие крупные трещины на стыке склепанных секций лайнера, известные в индустрии как "часто распределенные изломы", не могут быть обнаружены при регулярном техосмотре. В итоге принято решение проверять все авиалайнеры. Работа предстоит большая.
Boeing 737 является самым популярным реактивным пассажирским самолетом за всю историю пассажирского авиастроения. Сейчас в мире, по данным FAA, эксплуатируется 930 лайнеров Boeing 737-300. Из них 288 - в США.
Southwest Airlines и Boeing уже объявили, что по итогам исследования будет выпущен совместный "Эксплутационный бюллетень" с рекомендациями. После этого FAA решит, сделать ли его положения обязательными для всех Boeing 737 одинаковых типов.
Пока без проверок
"Российские авиакомпании эксплуатируют примерно четыре сотни иностранных самолетов, из них 150-170 единиц - самолеты Boeing различной модификации, - пояснил гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. - Семейство 737-х в различных модификациях - одно из самых популярных".
Но о тотальных проверках самолетов Boeing 737-300 в России не говорят. Как сообщил советник руководителя Росавиации Андрей Прянишников, ведомство пока не планирует рекомендовать авиакомпаниям проводить дополнительные проверки Boeing 737.
В российском представительстве Boeing уточнили, что компания постоянно работает над обеспечением безопасности полетов и поддержкой своих заказчиков. "Мы работаем в тесном контакте с авиакомпанией Southwest и предоставляем всю необходимую помощь Национальному бюро транспортной безопасности США в процессе расследования инцидента, - заявил директор Boeing по связям с общественностью в России и СНГ Дмитрий Хрол. - Boeing также оказывает поддержку Southwest в их решении провести дополнительную инспекцию части своих самолетов для поддержания высочайшего уровня безопасности".
Если в ходе расследования будет определена необходимость коммуникаций со всеми эксплуатантами данного типа воздушных судов, компания предпримет соответствующие действия, заверил Дмитрий Хрол.
Все улетят вовремя
Если американские эксперты выяснят, что проблемы с Boeing 737-300 есть не только у Southwest, но и у других авиакомпании, не исключена дополнительная работа с самолетами этого типа по всему миру. В том числе в России, говорит глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
Сейчас критически важно понять: к проблеме привели особенности эксплуатации лайнеров в конкретной авиакомпании или это неполадка в целой серии самолетов, изготовленных в определенный промежуток времени, поясняет он.
Проверки лайнеров в США не распространяются на самолеты, эксплуатируемые в других государствах. Так что пока сложно говорить о последствиях для российских потребителей, уточняет Пантелеев. Борис Рыбак в свою очередь подчеркивает, что российским пассажирам не стоит беспокоиться. "Происшествия, связанные с разрушением конструкции лайнера в современной гражданской авиации крайне редки", - уточняет он.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции