Автор: Елена Косова
В Первую мировую войну Малиновский был тяжело ранен и лежал в госпитале в Польше. В госпиталь пришла подзаработать цыганка. Будущему маршалу в ту пору было 17. Цыганка гадала всем подряд и, как водится, на хорошие вести из будущего не скупилась. А когда дошла до Малиновского, то сказала: "Будет в твоей судьбе и маршальский жезл, и высший военный пост, но берегись пятницы, этот день для тебя дурной…"
"Войска Южного фронта покрыли свои знамена позором"
Все три ранения – в пятницу, последний день жизни – пятница. Спустя 30 лет в пятницу умерла и жена маршала. Даже начало военных операций Родион Яковлевич Малиновский никогда не назначал на пятницу. Конечно, если это зависело от него. Но пятницу из недели не выбросишь. Поэтому все, что должно было недоброго в судьбе маршала в этот день случиться, – случилось.
24 июля 42-й. Ростов-на-Дону. Малиновский, тогда командующий Южным фронтом, сдает город немцам без приказа Ставки Верховного Главнокомандования, четко понимая, что его не удержать, а солдат можно положить немало.
Через четыре дня после сдачи Ростова выходит знаменитый сталинский приказ № 227 "Ни шагу назад!"
"В нем было написано черным по белому, что войска Южного фронта, сдавшие без приказа Ставки Ростов, покрыли свои знамена позором. Я могу себе представить, что чувствовал в те дни папа, когда этот приказ, самый известный за всю Великую Отечественную, касался его настолько лично. Всю жизнь день сдачи Ростова он считал самым тяжелым днем в своей судьбе", - говорит дочь маршала Малиновского Наталья.
В феврале 43-го Малиновский вернется в оставленный им город и освободит его.
А сразу после оккупации Ростова Малиновского, уже не командующего Южным фронтом, вызывает Сталин, который не расстрелял, не отдал под трибунал, но понизил в должности, назначив командующим 66-й армией под Сталинград.
"Горячий снег"
Спустя три месяца - новое назначение. Малиновский становится командующим 2-й гвардейской армией, о подвигах которой известно благодаря роману Юрия Бондарева "Горячий снег" и одноименному кинофильму.
От успеха или неуспеха этой операции в приволжской степи в декабре 42-го в значительной степени зависел исход битвы за Сталинград.
Надежды фюрера в этом знаковом сражении и свою фамилию генерал-фельдмаршал Эрих фон Манштейн - "Человек-камень" - оправдывал как мог. Хладнокровно и методично он прорывался к окруженной 6-й армии генерала Паулюса.
У командующего 2-й гвардейской армией Малиновского было много танков, но в них лишь четверть заправки. Они были немобильны, они могли только выйти на боевую позицию и более ничего.
"И отец приказал всем своим танкам выйти на открытое пространство, занять боевую позицию, - говорит Наталья Малиновская. – Немецкие танки и наши встали друг против друга, и так они стояли сутки. Можете себе представить это напряжение, которое испытывал тогда отец и те, кто находился в этих танках? А если бы немцы решились атаковать?"
Но Манштейн не решился, а послал за подкреплением, он же не знал, что в наших танках нет горючего. Его донесение начиналось словами: "Вся степь усеяна русскими танками, нуждаюсь в большом подкреплении". Однако подкрепление со стороны Красной армии пришло раньше.
Незаконнорожденный, безотцовщина, байстрюк
Родион Яковлевич Малиновский рос безотцовщиной. Мать прижила его от какого-то заезжего землемера. В 11 лет будущий маршал сбежал из дома. Варвара Николаевна вышла замуж, и Родион понял - в семье отчима ему не жить. Его приютила тетя Наташа, которая жила в Киеве. Жила очень бедно, но от племянника не отвернулась. Она подрабатывала тем, что обстирывала и обшивала более обеспеченных горожан.
Когда Родион начал самостоятельно зарабатывать, он очень долго откладывал деньги для того, чтобы сделать ей подарок. Он купил Наталье Николаевне швейную машинку "Зингер" и точно такую же подарил родной матери.
Он очень любил тетю Наташу. Нетрудно догадаться, что свою дочь, рождение которой предсказала все та же гадалка в госпитале, Родион Яковлевич назвал в честь Натальи Николаевны.
"Когда он узнал, что Киев освобожден от немцев, на следующий же день он полетел туда, чтобы найти тетю Наташу, - рассказывает Наталья Малиновская. – Он ее не нашел. Как рассказали соседи, она погибла, потому что приютила еврейскую семью. На тетю Наташу донесли, и ее вместе с еврейской семьей, которую она приютила, угнали в Бабий Яр".
В жизни маршала было 4 войны
Всего в жизни маршала Малиновского было четыре войны: Первая мировая, Гражданская, Испанская и Вторая мировая.
Родион Яковлевич, хотя и не собирался быть военным, просто ушел в 16 лет на фронт, чтобы не быть обузой в семье тети. С годами проявился его недюжинный полководческий талант. Он ошеломлял врага нестандартными решениями. Например, при взятии Запорожья в 43-м, не давая немцам прийти в себя, он провел ночной штурм большого города силами фронта. Запорожская операция, как и Ясско-Кишиневская, вошли во все учебники по военному искусству. Нестандартной получилась и встреча с будущей женой.
Будущей жене Малиновский вручал орден
В 43-м генерал Малиновский вручил орден Красной Звезды рядовой Раисе Кучеренко, отличившейся при сборе ценных разведданных.
"Свою армейскую жизнь мама начала в 42-м в банно-прачечном комбинате. Она дважды выходила из окружения. Второй раз был судьбоносным – они повстречались с отцом, - говорит Наталья Малиновская. – Летом 1942-го, когда выходили из окружения, она и еще два бойца пробрались через кукурузное поле и сосчитали немецкие танки. Видимо, эта информация оказалась важной - мама была представлена к ордену Красной Звезды, который ей вручал отец".
По словам дочери, Раиса Кучеренко уже тогда произвела первое впечатление на Родиона Малиновского.
Но к себе в штаб фронта он перевел ее только через год, в 44-м, и назначил заведующей столовой Военного совета. А через два года у них родилась дочь Наталья.
"У вас что, кроватей нет?"
Наталья Родионовна родилась в Хабаровске в первый послевоенный год. Малиновский тогда был командующий войсками Дальневосточного военного округа. В день рождения дочери – 7 ноября – он принимал свой первый военный парад, а потом поехал в госпиталь.
В дверях дежурный врач ему отрапортовал: "Товарищ маршал, все в порядке, ваша жена на столе. Малиновский спросил: "А у вас, что кроватей нет?".
Маршалу объяснили, где рожают детей.
Свою дочь Малиновский очень любил фотографировать сам. Фотография наряду с шахматами и рыбалкой была увлечением-страстью.
А еще в доме Малиновских всегда были животные. Кошки сибирские, собаки ушастые. Их всегда баловали. А они отвечали преданностью. В течение 40 дней после смерти Малиновского от тоски умерли все живущие тогда в доме маршала собаки и кошки.
"Кровавая свадьба"
В 37-м Малиновский привез домой из Испании прижизненное издание пьесы Федерико Гарсии Лорки "Кровавая свадьба", словно предугадывая будущую профессию еще не родившейся дочери. Пройдет 65 лет и Наталья Родионовна переведет эту пьесу на русский. Она испанист, доцент кафедры зарубежной литературы филфака МГУ, один из самых известных переводчиков поэзии Лорки и прозы Дали, лауреат многих литературных премий.
Пьеса "Кровавая свадьба" уже 10 лет идет в московском театре "Сопричастность".
Народная артистка России Светлана Мизери, исполнительница роли матери в пьесе, считает, что перевод Наталии Малиновской "самый удачный из всех существующих".
Командировочный чемоданчик
Дочь маршала Наталья Малиновская хранит у себя дома небольшой кожаный чемоданчик. С ним маршал Малиновский любил ездить в командировки. Сегодня в нем лежат некоторые личные вещи маршала.
Вещи, которыми он любил пользоваться, которые ему были дороги. Среди них берет, привезенный с Гражданской войны из Испании.
В мирное время Родион Яковлевич ездил в нем на охоту и рыбалку. Здесь же расшитая украинская рубаха. Она напоминала маршалу о юности. И кружка, сделанная на заказ для маршала на заводе по изготовлению эмалированной посуды. Ее подарили Малиновскому жители освобожденной Украины.
"Черные сугробы"
Маршал Малиновский умирал от рака – тяжело, со страшными болями – метастазы уже пошли в кости. В госпиталь его увезли в пятницу. В нем Малиновский и умер 31 марта в 67-м, не дожив до своего 70-летнего юбилея год.
После смерти мужа Раиса Яковлевна, чтобы спастись от отчаяния, впервые в 50 лет взяла в руки кисти и краски. Она рисовала простенькие картины с такими же простенькими сюжетами.
Искусствоведы обычно это называют наивной живописью. Первую картину Раиса Яковлевна назвала "Первая годовщина. 31 марта 68 года".
Другое название – "Черные сугробы" – дал этой картине однажды пришедший в гости к Малиновским режиссер Андрей Тарковский.