Двукратный чемпион Европы по вольной борьбе Денис Царгуш в интервью корреспонденту агентства спортивной информации "Р-Спорт" Олегу Богатову рассказал о самом сложном дне в своей спортивной карьере, когда на пути к победе в Дортмунде борцу пришлось бороться не только с соперниками, но и с серьезным недомоганием.
- Денис, какая у вас была первая мысль после победного финала - "Наконец-то все закончилось" или "Я сумел победить, несмотря ни на что"?
- Главное это то, что я себе доказал, что невозможное возможно. Утром я еще ходить не мог, по ходу дня ощущения были очень болезненными, а в итоге стал первым на чемпионате Европы. Было очень приятно и то, что все наконец-то закончилось и я выиграл. Бороться было тяжело - и температура, и слабость, и другие симптомы - все было против меня.
- Знаю, что еще накануне соревновательного дня, когда вам стало плохо, вы уже приняли для себе решение выйти на ковер.
- Я сразу решил, что буду бороться. И даже когда меня сильно знобило, говорил врачу сборной, что завтра выиграю - в каком бы состоянии не был. Он со мной соглашался, а утром (во вторник), когда я к нему пришел, сказал - "Ты не будешь бороться, не надо рисковать здоровьем". Я ответил, что чувствую себя нормально и смогу бороться, хотя у меня сильно кружилась голова. Доктор сказал - "Сделай разминку, если сможешь, и если почувствуешь себя плохо, в любой момент тебя снимем с турнира". Но у меня настрой был бороться до последних сил и в итоге я выиграл.
- А что сказал главный тренер команды Дзамболат Тедеев?
- Он доверился моему мнению, спросив: "Бороться будем?" и я ответил – "Да". Он видел мой настрой и сказал - "Давай, готовься, все будет нормально - ты на голову сильнее всех".
Ничего подобного со мной раньше не было
- Когда-нибудь был такой тяжелый финал или подобное случилось впервые?
- Нет, чтобы мне так было плохо - никогда. В Дании, когда в первый раз попал на чемпионат Европы (в 2009 году), в ночь перед стартом плохо спал, но это из-за волнения, это совсем другие вещи. А чтобы бороться с температурой под сорок - такого не было.
- Насколько процентов от возможного вы боролись сегодня?
- В процентах мне сложно оценить. Когда человеку надо что-то запредельное сделать, мозг уже не думает, а организм собирается - в критической ситуации у нас очень большие возможности. Надо - значит, надо. А в первых схватках я чувствовал себя очень плохо - руки были ватные, сил почти нет.
- Головокружение испытывали?
- Утром голова кружилась и потом - на разминке перед первой схваткой. А когда вышел на ковер, сразу забыл об этом, но чуть-чуть подташнивало.
Боролся экономно, без фейерверков
- С учетом длительности турнира как-то старались экономить силы, не тратить энергию понапрасну?
- Конечно, первые две схватки я так сдержанно и провел - никаких лишних, суетливых движений - работал четко и экономно. Заработал балл, другой и без всяких фейерверков довел встречу до победы.
- Финал получился самым тяжелым на турнире?
- С венгром (Габором Хатошем, ставшим бронзовым призером турнира) в четвертьфинале поединок получился самым тяжелым. Но и в финале было непросто - соперник (дагестанец Муса Муртазалиев, выступающий за Армению) - из тех спортсменов, кто практически ничего не делает сам и другим не дает, ожидая жребия (при ничейном счете). Я видел, что у него часто схватки проходили по одной схеме - 0:0 и все решается по жребию.
- Ранее доводилось с ним бороться?
- Давно уже - еще на турнирах по молодежи, потому что он раньше за Россию выступал. Встречались, и я выигрывал. И сегодня тоже победил.
Соперники знали о моей болезни
- Денис, вы приехали в Дортмунд фаворитом №1 - двукратным чемпионом мира и Европы. Когда началось недомогание, не было мысли, что вся предыдущая работа пошла насмарку?
- Да, когда я ночью лежал и не мог уснуть, размышлял именно об этом - неужели все так действительно будет? А утром на разминке смотрел на своих соперников и думал: "Попались бы вы мне, когда я буду полностью здоров. Но ничего, придется и в таком состоянии выигрывать".
- А они знали о вашем недомогании?
- Некоторые, думаю, знали. А с кем я боролся в финале (Муртазалиев) - уверен, точно знал. Я старался не афишировать свои трудности, но многие тренеры других команд (по каким-то причинам) были в курсе происшедшего.
- И соперники, естественно, настраивались на вас по максимуму - понимали, что другого шанса выиграть у них уже может не быть?
- Да, но и я на разминке работал по максимуму - старался всеми силами показать, что у меня все хорошо.
- Какой момент дня был самым тяжелым?
- Первая схватка, потому что я просто не знал, чего ждать от себя, как пойдет встреча. Может, я начну задыхаться, может быть, еще что-то произойдет - я не предполагал, как все сложится. Экономил силы, первый период спокойно выиграл - 1:0, а во втором победил уже 6:0. Понял, что в общем-то (улыбается) не все так и плохо.
Расслабляться нельзя - впереди Олимпиада
- Как долго планируете отдыхать после чемпионата Европы?
- Немного, дней семь-десять, а потом снова начну тренироваться. Потому что расслабляться нельзя - впереди Олимпиада.
- До чемпионата России будете выступать или побережете силы?
- Нет, бороться на турнирах не планирую - вся подготовка направлена на (летний) чемпионат России, который будет отборочным к первенству мира.
- Денис, может быть, ситуацию как-то спровоцировала ваша резкая сгонка веса?
- Я впервые так много сгонял - семь килограмм. После чемпионата мира в сентябре я, можно сказать, немного расслабился (улыбается). И ярыгинский (памяти Ивана Ярыгина) турнир в январе пропустил - за десять дней до соревнования заболел. Вот вес немного и вырос. И на сборах было тяжело "подсушиться". Очень трудно пришлось - последние 200 грамм выгнал с трудом, и к тому же зуб постоянно болел. Дортмунд я теперь надолго запомню (смеется) - испытал он меня не на шутку.
- А какие самые яркие воспоминания связаны с предыдущими победами?
- В Дании (в Хернинге в 2009 году) - то, что я в первый раз выиграл. Думаю, что первую победу ни с чем не сравнить. Второй раз выиграть чемпионат мира - приятно так, нет слов. Тем более, что это произошло в Москве на глазах сотен знакомых - это очень приятно. Утром просыпаешься и думаешь - о, я чемпион мира и радуешься тому, чего добился.
Борца Царгуша оценил бы на троечку
- Денис - вы лидер сборной и от вас постоянно ждут только побед. Такая дополнительная ответственность психологически не сковывает?
- Нет, мне очень приятно, что на тебя смотрят как на лидера и верят в твой успех. Но есть и обратная сторона - очень тяжело. На тренировках все выходят на тебя с особым настроем - хотят доказать, что могут бороться не хуже. Отстаивать свое чемпионство гораздо труднее, чем стать победителем. Но в спорте пока ты борешься, пока ты хочешь достигать вершины - надо держаться. Тем более в России, где конкуренция (за место в сборной) просто колоссальная.
- Вам теперь приходится бороться против двух братьев Муртазалиевых - с Махачем в России и Мусой - на чемпионате Европы. Они досконально знают ваш возможности - за счет чего можно побеждать?
- Надо четко делать то, что умеешь делать хорошо. И многое зависит от того, как кто подойдет к определенному соревнованию. Вот сейчас я к турниру хорошо (улыбается) подошел.
- Если бы вас попросили со стороны оценить Дениса Царгуша - как человека и спортсмена?
- Мне трудно сказать - обо мне как о человеке пусть другие судят. Как борца, наверное, оценил бы на "троечку" - много в чем еще нужно добавлять.
- В чем тогда силен Денис Царгуш - чем он хорош на ковре?
- Я не знаю - иногда что-то получается, иногда в чем-то везет.
- Когда мы с вами беседовали в ноябре, вы сказали, что все планы по женитьбе отложены до Олимпиады в Лондоне. Все остается в силе?
- Да, по-прежнему считаю, что сейчас главное - Олимпиада, и только потом - все остальное.
- А любимая девушка, которая переживает за вас и ждет, у вас есть?
- Пока нет.
- Значит, сердце Дениса Царгуша свободно и он по-прежнему является одним из перспективных женихов России?
- Давайте поговорим об этом после Олимпиады.