Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Конференция в Лондоне по Ливии 29 марта со всех сторон осмотрела то, что еще не совсем реальность, но что хочется видеть международной коалиции по освобождению Ливии от Муаммара Каддафи. В двух словах картину можно назвать: "Диктатор еще жив, но у него уже нет страны". И поэтому пора приступать к политическому переустройству всего государства. Переделывать всю страну под нужды ее "восточной оппозиции" не совсем красиво, очень преждевременно, странно, но никакой иной оппозиции Каддафи, как оказалось, нет.
Сначала конференция задумывалась как встреча стран, выполняющих резолюцию СБ ООН 1973. Но ближе к ее началу документ упоминался все реже и реже и на самой конференции он "присутствовал" разве что как приглушенный, успокоительный фон.
Россию, как воздержавшуюся при голосовании, в Лондон даже не пригласили. Это навевает кое-какие нехорошие мысли о том, что все решать теперь будут без Москвы. Хотя она не единственная из "непривлеченных".
Здесь не было и еще одного члена СБ (тоже воздержавшегося) - Китая. Не было никого от Африканского Союза, и генерального секретаря ведущей арабской региональной организации Лига арабских государств Амр Мусы. Он прислал всего лишь своего заместителя. Участие в разговоре о судьбе Ливии без каких бы то ни было законных или авторитетных представителей самой Ливии или ливийской оппозиции, видно, не вдохновляло Мусу. Он в арабском мире пользуется всеобщим уважением и к тому же вроде готовится претендовать на пост президента Египта. "Делить" Ливию в Лондоне, даже не в ООН, для кандидата в президенты не совсем этично: у Лондона нехорошая колониальная генетика…
Но, тем не менее, на конференцию приехали около 40 министров иностранных дел (включая все 29 стран НАТО), генсек ООН, представители Катара, ОАЕ.
В общих чертах план, который предложен на конференции, состоит из набора разных предложений: поступенчатое устранение Каддафи; соглашение о прекращении огня; отъезд Каддафи из страны (неизвестно куда); определение рамок для переговоров оппозиции с вождями основных племен Ливии по поводу будущего политического и государственного устройства страны. На встрече, в двух словах, было решено создать Контактную группу по Ливии для координации политической составляющей натовских бомбардировок. НАТО, кстати, берет на себя координацию поддержания "бесполетной зоны" над Ливией с четверга 30 марта.
Оппозиция прислала в Лондон свой план действий, где уже обещано проведение в Ливии свободных и демократических выборов.
Замороженные деньги Каддафи разморозят для ливийской оппозиции
Все самое главное, как всегда бывает с крупными международными конференциями, происходит на их "полях". В Лондоне официально "не приглашенный" на конференцию специальный посланник оппозиции Махмуд Джебрил (бывший министр планирования у Каддафи) встретился с госсекретарем США Хиллари Клинтон и британским премьером Дэвидом Кэмероном.
Судя по тому, что происходило в конференц-центре Форин Офиса "Ланкастер Хаус", дело уже переводится в практическую плоскость формирования Ливии без Каддафи. Включая, в том числе, подбор приемлемых фигур для посткризисного политического обустройства одной из ведущих стран арабского мира.
США в этой связи скоро направят в Бенгази спецпосланника президента Обамы для укрепления отношений с Временным переходным национальным советом. Выяснилось, что британские эмиссары Форин Офиса уже несколько дней находятся в Бенгази с той же целью. Дело идет к полному признанию ливийской оппозиции. Участники даже одобрили вторую миссию в Ливию спецпосланника генсека ООН, бывшего министра иностранных дел Иордании, для изыскания возможности уговорить Каддафи согласиться на "мирный отказ от власти" на условиях "международного сообщества". Трудно сказать, почему это делается на лондонской конференции, а не в ООН. Но тем не менее.
Американские дипломаты говорят, что с лидерами оппозиции уже даже обсуждается вопрос о размораживании счетов Ливии в американских банках и передаче денег на нужды оппозиции. Речь идет о 33 млрд долларов.
Москву снова оставили в стороне?
Очень похоже. Первое, что на этой конференции, увы, ясно проявилось, так это то, что Россия теперь отодвинута от какого-либо, кроме косметического, участия в ливийском урегулировании.
Хотелось бы, конечно, ошибиться и надеяться, что это придет в недалеком будущем. Но пока такого участия не видно. Хотя, и опять увы, такой поворот был вполне предсказуем.
Конечно, Сергей Лавров, министр иностранных дел России, совершенно прав, когда говорит, что все страны, которые выполняют резолюцию СБ ООН по Ливии, "должны отчитываться перед Советом Безопасности ООН". Он сказал это на пресс-конференции в Москве 29 марта. Не добавил "а не перед кем-то еще", поскольку это было бы слишком неосторожно для опытного дипломата. Но именно лондонскую конференцию по Ливии Лавров и имел в виду. Точнее, создаваемую ей по инициативе Франции Международную контактную группу по Ливии. И, конечно, шум любой конференции - это еще не глас международный. Но от демаршей постфактум не так много толку.
Эта группа или любой иной орган вне ООН, уже ясно, будет наднатовским и/или над-ооновским политическим органом для координации вопросов, связанных с политическим будущим Ливии, для поддержки оппозиции и ливийского урегулирования "после Каддафи" в целом. Такие процессы, если учесть, что происходит вокруг конференции и вокруг Ливии, уже идут полным ходом. Без Москвы. Хотя просчитать, во что выльется резолюция СБ 1973, было не так уж и сложно, благо примеров "широкой" интерпретации буквы и смысла документов ООН в ООН целое море.
Госсекретарь США Хиллари Клинтон и британский министр иностранных дел Уильям Хейг встречались с упомянутым выше спецпосланником ливийской оппозиции Махмудом Джебрилем совсем не для обсуждения "гуманитарной помощи". Кстати, представитель США в ООН Сюзан Райс объявила, что исключать вооружения ливийской оппозиции руками США не стоит. Клинтон впервые встречалась с Джебрилем еще 15 марта, т.е. за три дня до принятия 19 марта резолюции СБ о "бесполетной зоне", которая расширена сейчас "западным составом" СБ ООН до права на боевую поддержку ливийской оппозиции.
В общем, в Лондоне уже "строится" виртуальная Ливия без Каддафи. Теперь осталось только "уйти" его.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции