В новом выпуске программы "Осторожно, история" на радиостанции "Эхо Москвы" ведущие Виталий Дымарский и Владимир Рыжков вспоминают знаменитый разворот самолета премьер-министра России Евгения Примакова над Атлантическим океаном и обсуждают о современных событиях в Ливии.
В.РЫЖКОВ: Многие, наверное, помнят, как Евгений Максимович Примаков, направляясь в Вашингтон на переговоры с американской администрацией, посреди Атлантического океана развернул самолет и вернулся в Москву в знак протеста против югославской кампании НАТО.
В.ДЫМАРСКИЙ: И этот знаменитый "разворот над Атлантикой" превратился в нашу тему под названием "Разворот над Ливией". Нам часто пишут: "Почему вы не говорите о самих 1990-х?". Во-первых, мы говорим, а во-вторых, мы делаем актуальную программу, про сегодняшний день, и 1990-е - это отправная точка, которая дает нам возможность поговорить больше о проблемах сегодняшних и завтрашних. Потому что при всей важности истории она важна, в первую очередь, уроками для настоящего и для будущего. Итак, разговор о "развороте над Ливией" начинается с "разворота над Атлантикой". И, как обычно, портрет Николая Троицкого, герой которого - Евгений Примаков.
Н.ТРОИЦКИЙ: Евгений Максимович Примаков прошел сквозь эпохи и времена как стальной клинок сквозь живую материю - всюду оставил свой след, но сам не утратил природных свойств и качеств. Он много лет был близок к власти – и советской, и антисоветской, - хорошо понимает ее византийскую природу, успешно ориентируется в ее коридорах. За это недоброжелатели называли его "царедворцем".
Однако Примаков всегда сумел сохранить достоинство - и при назначениях, и при отставках. Он делал карьеру без суеты, без рывков, скачков и слишком долгих пауз, неуклонно шел от повышения к повышению. Даже революционные бури 1991 года не смогли этому помешать. Поменялся не просто режим – на месте старого возникло новое государство, но Примаков оставляя незыблемым элементом в быстро меняющемся мире.
Он начинал как "боец невидимого фронта" - и как разведчик, и как теневой консультант партаппарата. В большую политику его привел Горбачев, и этого ему до сих пор не могут простить "профессиональные патриоты" - он у них числится в списках "агентов влияния Вашингтонского обкома".
Любопытно, что в кругах радикальных западников и либералов у Примакова сложилась репутация прямо противоположного толка: он считается ретроградом, реакционером, который торпедировал и пускал под откос экономические реформы.
Примаков всегда был далек от любых крайностей, он классический центрист. Эта равноудаленность от флангов помогала Примакову в "минуты роковые", но не позволяла колебаться с линией партией и вызывала настороженность у первых лиц, особенно у Бориса Ельцина, который подозревал, что глава правительства метит на его место.
Так и получилось, что самый успешный и эффективный премьер-министр России не только не пошел в президенты, но всего 9 месяцев продержался на своем посту. И ушел - сначала в тень Торгово-Промышленной палаты, а затем на пенсию, оставив в неприкосновенности свою репутацию, которой не повредил и бессмысленный, но очень красивый жест с разворотом самолета над Атлантическим океаном.
Полный текст и аудиоверсия передачи находятся на сайте радио "Эхо Москвы" >>